Рекомендации педагога-психолога

Как поддержать у ребенка положительную самооценку?

На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде под влиянием окружения ребенка.

 Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Стремление понять и поддержать ребенка, искреннее участие и сопереживание, чувство психологической защищенности — вот составляющие для формирования позитивной адекватной самооценки у ребенка.

Ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав. Он стремится к управлению другими детьми, видя их слабости, но не видя при этом своих собственных, часто перебивает, относится к другим свысока, всеми силами старается обратить на себя внимание. От ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: "Я самый лучший". При завышенной самооценке дети часто агрессивны, принижают достижения других детей.

Если самооценка ребенка занижена, скорее всего, он тревожен, неуверен в собственных силах. Такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего, выстраивает вокруг себя оборонительную стену недоверия. Он стремится к уединению, обидчив, нерешителен. Такие дети плохо адаптируются к новым условиям. При выполнении любого дела настроены на неудачу, находя непреодолимые препятствия. Дети с заниженной самооценкой зачастую отказываются от новых видов деятельности из-за страха не справиться, переоценивают достижения других детей и не придают значения собственным успехам.

Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки "Я плохой", "Я ничего не могу", "Я неудачник".

При адекватной самооценке ребенок создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания и любви. Он чувствует, что его ценят и уважают. Он верит в себя, хотя способен попросить о помощи, способен принимать решения, может признавать наличие ошибок в своей работе. Он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих. У такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Если хвалить, то правильно.

Большое значение в формировании самооценки ребенка имеет заинтересованное отношение взрослого, одобрение, похвала, поддержка и поощрение — они стимулируют деятельность ребенка, формируют нравственные привычки поведения.

Физиолог Д.В. Колесов отмечает: "Похвала для закрепления хорошей привычки имеет большую действенность, чем порицание для предотвращения плохой привычки. Похвала, вызывая положительное эмоциональное состояние, способствует подъему сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми...".

Если ребенок не получает своевременного одобрения в процессе деятельности, у него появляется чувство неуверенности.

Однако хвалить тоже надо правильно! Понимая, какое большое значение имеет похвала для ребенка, ею надо пользоваться очень умело. Владимир Леви, автор книги "Нестандартный ребенок" считает, что не надо хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. За то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным.
  2. Не подлежит похвале красота, здоровье. Все природные способности как таковые, включая и добрый нрав.
  3. Игрушки, вещи, одежда, случайная находка.
  4. Нельзя хвалить из жалости.
  5. Из желания понравиться.

Похвала и поощрение: за что?

  1. Важно помнить, что абсолютно все дети талантливы по-своему. Важно поощрять любое стремление ребенка к самовыражению и развитию. Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что ему не стать великим певцом, танцором и т.д. Подобными фразами вы не только отбиваете у ребенка стремление к чему-либо, но и лишаете его уверенности в себе, занижаете его самооценку, снижаете мотивацию.
  2. Обязательно хвалите детей за любые заслуги: за победу на спортивных соревнованиях, за красивый рисунок.
  3. Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: "Ты это сможешь!". "Ты это почти умеешь!", "Ты обязательно справишься!", "Я в тебя верю!", "У тебя все получится!" и т.д. Похвала ребенка с утра — это аванс на весь долгий и трудный день.

Владимир Леви советует помнить о внушаемости ребенка. Если вы говорите: "Ничего из тебя никогда не выйдет!", "Ты неисправим, тебе одна дорога (в тюрьму, в милицию, в детдом и т.д.)" — то не удивляйтесь, если так оно и случится. Ведь это самое настоящее прямое внушение, и оно действует. Ребенок может поверить в ваши установки.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

  1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший, так как воспитательный результат важнее любого другого.
  2. Попросите о помощи как у равного или старшего.
  3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим — слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным... от ребенка!

Уже в 5-7 лет этот прием, время от времени употребляемый, может дать чудодейственные результаты. И особенно с подростком, в отношениях "мать-сын" — если хотите воспитать настоящего мужчину.

Наказания: правила для родителей

Важную роль в формировании самооценки играет не только поощрение, но и наказание. Наказывая ребенка, следует придерживаться ряда рекомендаций.

  1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психологическому. Более того, наказание должно быть полезным.
  2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и нерешительны. Никакой "профилактики".
  3. За один раз — одно наказание. Наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу.
  4. Наказание — не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка вашего тепла.
  5. Никогда не отнимайте вещи, подаренные вами или кем бы то ни было, — никогда!
  6. Можно отменить наказание. Даже если набезобразничает так, что хуже некуда, даже если только что накричал на вас, но при этом сегодня помог больному или защитил слабого. Не забудьте объяснить ребенку, почему вы так поступили.
  7. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Запоздалые наказаниявнушают ребенку прошлое, не дают стать другим.
  8. Наказан — прощен. Если инцидент исчерпан, старайтесь не вспоминать о "старых грехах". Не мешайте начинать жить сначала. Вспоминая прошлое, вы рискуете сформировать у малыша чувство "вечно виноватого".
  9. Без унижения. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону.

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

  1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.
  2. Спокойно относиться к критике, без агрессии.
  3. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Не наказываем:

  1. Если ребенок плохо себя чувствует или болеет.
  2. Когда ребенок ест, после сна, перед сном, во время игры, во время работы.
  3. Сразу после душевной или физической травмы.
  4. Когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания. И во всех случаях, когда что-либо не получается.
  5. Когда внутренние мотивы поступка нам непонятны.
  6. Когда сами мы не в себе, когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам...

Для развития адекватной самооценки у ребенка

  • Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.
  • Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он этого заслуживает.
  • Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.
  • Поощряйте в ребенке инициативу.
  • Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Сравните: "У мамы не получился пирог — ну, ничего, в следующий раз положим больше муки". Или: "Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!".
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера или будет завтра).
  • Ругайте за конкретные поступки, а не в целом.
  • Помните, что отрицательная оценка — враг интереса и творчества.
  • Анализируйте вместе с малышом его неудачи, делая правильные выводы. Вы можете рассказать ему что-то на своем примере, так ребенок будет чувствовать атмосферу доверия, поймет, что вы ближе к нему.
  • Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

 

Подготовила педагог-психолог  Ю.М. Жабинская

 

свернуть

Что стоит за «плохим» поведением?

Случается, что ребенок регулярно демонстрирует негативное поведение: показное непослушание, физическую силу или вербальную агрессивность, жестокость, злоупотребляет своими способностями.

Следует одновременно сделать три вещи:

  • Определить возможные факторы, обуславливающие поведение ребенка, и приступить к их изменению;
  • Создать в группе атмосферу заботы, понимания, поддержки и поощрения, чтобы у детей отпала необходимость демонстрировать вызывающее поведение;
  • Конструктивно вмешиваться в тех ситуациях, когда дети ведут себя плохо, корректировать такое поведение, обучать навыкам самоконтроля и самоуважения.

         У любого плохого поведения есть причина, хотя порой ее трудно обнаружить:

  • Плохое поведение «срабатывает», и ребенок получает то, что он хочет (игрушка, внимание).
  • Плохое поведение может быть «нормой» - типичным для того, что ребенок видит дома.
  • Плохое поведение может быть способом выражения гнева, страха или других эмоций. Ребенок просто не знает способа правильного выражения.
  • Потеря контроля может быть вызвана физическими обстоятельствами: плохим питанием, самочувствием, аллергией, аутизмом или отставанием в развитии.
  • Дети чувствуют себя беспомощными, ненужными и утверждают свою силу и правоту.
  • Дети не знают другого способа получить то, что они захотят.

Как быть?

Понимание может быть главным способом оказании помощи ребенку.

Эффективной стратегией помощи детям, демонстрирующим негативное поведение, является представлением их самостоятельности. У детей должна быть возможность самостоятельно делать выбор, принимать на себя ответственность и лидерство. Детям важно, чтобы их принимали всерьез и поручали сложные задания.

Еще один способ профилактики плохого поведения состоит в том, чтобы ясно объяснить детям, чего от них ждут. Следует готовить успех детей, а не подлавливать их на ошибках и воспитывать на отрицании их поведения.

Наименее эффективный способ реагирования – наказание. Большинство детей, демонстрирующих негативное поведение, уже чувствуют себя деморализованными и слабыми. Наказание только обостряет их чувства, ухудшает реакцию на воспитателя, приводит к соперничеству между ребенком и взрослым, вместо доверия и уважения.

 

Подготовила педагог-психолог   Ю.М. Жабинская

 

свернуть

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов

Профессиональное выгорание – это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов работающего человека.

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки» или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоциональных, энергетических и личностных ресурсов человека.

Стадии профессионального выгорания

Первая стадия:

  • приглушаются эмоции, сглаживаются острота чувств и свежесть переживаний;
  • исчезают положительные эмоции, появляется отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности.

Вторая стадия:

  • возникают недоразумения с коллегами;
  • появляется антипатия, а затем и вспышки раздражения по отношению к коллегам.

Третья стадия:

  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное     отношение к миру, человек становится равнодушным;
  • безразличие ко всему. 

Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания

        Во-первых, 

  • хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).
  • высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. 

          Во-вторых, 

  • опыт успешного преодоления профессионального стресса;
  • способность конструктивно меняться в напряженных условиях;
  • высокая мобильность;
  • открытость;
  • общительность;
  • самостоятельность;
  • стремление опираться на собственные силы. 

В-третьих, 

  • способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей, и жизни вообще.

Профилактика профессионального выгорания

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям возможность обсуждать их вместе с вами.
  • НЕ избегайте говорить о том, что случилось. Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
  • НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
  • НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
  • Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени.
  • Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
  • Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
  • Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.

Рекомендации для педагогов

1.Приемы саморегуляции. Этими приемами саморегуляции можно пользоваться для избегания стресса. Но самое главное – это научиться прислушиваться к собственному организму, к тем сигналам усталости, которые он посылает. Лучше немного отдохнуть до того, как вы будете «валиться с ног».

Упражнение «Кольцо огня». Инструкция: «Представьте вокруг себя кольцо огня, в котором сгорает все негативное, что может быть на вас направлено. Вам внутри тепло и спокойно».

Упражнение «Мысленное созерцание». Инструкция: «Не прерываясь и не отвлекаясь на что-нибудь, созерцайте любой предмет в течение 3-4 мин., затем, закрыв глаза, постарайтесь вызвать в памяти зрительный образ предмета во всех его деталях. После этого откройте глаза и сравните «оригинал» с «копией». Повторите упражнение несколько раз.

2. Работа с негативными чувствами Ситуация стресса может мобилизовать к продуктивной активности, но может вызвать в вас различные негативные чувства, такие как обида, злость, ощущение отчаяния и др. Самое главное – выговорится. Если такой возможности нет, то можно изложить свои чувства на бумаге (написать, нарисовать что-то).

Упражнение «Кратер вулкана». Инструкция: «Представьте, что вы стоите на краю кратера вулкана. Выбросите в кратер все то, что вам мешает в жизни (это могут быть обиды, страхи и др.)».

Упражнение «Выбрасываем злость». Инструкция: «Представьте свою злость (обида, страх). Какого она цвета? Размера? Веса? Какой она формы? Может, она похожа на что-то? Нужно ли вам столько злости? Выбросите лишнюю злость в мусорное ведро или надуйте мяч из злости и киньте его подальше».

Упражнение «Пресс». Игровое упражнение нейтрализует и подавляет отрицательные эмоции гнева, раздражения, повышенной тревожности. Упражнение лучше делать перед любой психологически напряженной ситуацией, требующей внутреннего самообладания и уверенности в себе. Инструкция: «Представьте внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя возникающие отрицательные эмоции и связанное с ними внутреннее напряжение. Выполняя упражнение, важно добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательные отрицательные эмоции и энергию, которую она с собой несет».

3. Упражнение на целеполагание. Упражнение «Цветок.Инструкция: «Нарисуйте цветок, в сердцевине напишите свое имя, на лепестках напишите то, что является важной частью Вашей жизни, то, что вы цените больше всего. На самом деле в вашей жизни эти лепестки неодинаковые – чему-то мы уделяем больше внимания, а чему-то меньше. Пусть размер лепестков показывает, сколько вы уделяете внимания этой частице вашей жизни. У вашего цветка может быть стебель и листья. Все ли вас устраивает? Подумайте, что вы можете сделать для каждой части вашей жизни, чтобы она вас устраивала. Не нужно общих фраз, напишите конкретные действия, которыми вы можете изменить каждую часть к лучшему. Вы можете изменить размер лепестков (нарисуйте пунктиром) или нарисовать новый цветок. Сделайте ваш цветок таким, каким хотите».

4. Снятие напряжения. Для того, чтобы преодолевать внутреннее напряжение, важно уметь расслабляться, то есть владеть приемами релаксации, которые основаны на расслаблении мышц. Как этого достичь: 1) отложите на время решение проблемы, которая вас беспокоит; 2) в течение 2-3 мин. Займитесь расслаблением, используя один из приемов, представленных ниже; 3) освободившись от напряжения, вы можете вернуться к решению первоначальной проблемы.

Подготовила педагог-психолог  Ю.М. Жабинская

 

свернуть

Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних

 

«Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних»

Проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия, в силу их наименьшей защищенности, в настоящее время не теряет свою актуальность.

Под насилием понимают социальное явление, которое не зависит от возраста ребенка, его личностных особенностей, семейной ситуации. Принято считать, что, в основном, насилию подвергаются дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях. Однако последние исследования показывают, что жестокое обращение к детям применяют в семьях внешне благополучных и состоятельных.

Для выявления фактов насилия в отношении несовершеннолетних законодательством Республики Беларусь определена система взаимодействия между органами профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Внедрен в практику деятельности Алгоритм информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних.

При установлении фактов жестокого обращения родителей, физического и (или) психологического насилия по отношению к ребенку, несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 «О признании детей находящимися в социально опасном положении».

Насилие – любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля над другим человеком. Выделяют различные виды насилия: физическое, сексуальное, психологическое и др. Поскольку сталкивающиеся с насилием дети редко обращаются за помощью, а сам факт насилия становится очевидным, когда пострадавшие попадают в больницы или совершают правонарушения, то поведение и состояние детей должно быть постоянным объектом внимания, а порой и сигналом тревоги для окружающих.

Так как же распознать, заметить, увидеть, что ребенок подвергался, или подвергается насилию, являлся свидетелем или участником ситуаций домашнего насилия?

Все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижения, относятся к физическому насилию. Это – избиение, толчки, царапины, плевки, шлепки, пощечины, хватание, бросание предметами, нанесение ударов руками и ногами, удушение, использование оружия, нанесение ожогов и др.

 

Первое, на что стоит обратить внимание при выявлении насилия, это на появившиеся или участившиеся поведенческие и эмоциональные проблемы у несовершеннолетнего.

Изменения в эмоциональном состоянии и общении:

- внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;

- частая задумчивость, отстраненность;

- постоянная депрессивность, грустное настроение;

- нежелание принимать участие в подвижных играх;

- непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;

- чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;

- терроризирование младших детей и сверстников;

- возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;

- жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);

- рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;

- утрата гигиенических навыков (чаще всего это касается малышей).

Необходимо обратить внимание на появление невротических и психосоматических симптомов:

- боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;

- сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;

- боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться снять нижнее белье во время медицинского осмотра);

- головная боль, боли в области желудка и сердца;

- навязчивые страхи; расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

Появляются проблемы, связанные с познавательной сферой.

Происходят изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

- трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;

- внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;

- неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю …», «я не могу ездить в лифте»);

- неспособность защитить себя, не сопротивление насилию и издевательству над собой, смирение.

 

Становятся заметными изменения самосознания ребенка: снижение самооценки; отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, причём порой вспышки гнева не имеют видимой причины.

Среди отдалённых последствий жестокого обращения выделяются нарушения физического и психического развития ребёнка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. По словам взрослых людей, которые в детстве часто становились свидетелями домашнего насилия, многие из них страдают от симптомов, связанных с травмой, депрессией и низкой самооценкой.

Особое внимание хотелось бы уделить ситуациям, наиболее сложным для распознания, когда ребенок подвергается исключительно психологическому или эмоциональному насилию, и которое практически всегда сопровождают другие виды насилия.

Эмоциональное и (или) психологическое насилие выражается в унижении, запугивании, принуждении и изолировании. Оно включает словесные оскорбления, постоянную критику мыслей, чувств, мнений, убеждений, действий; постоянные допросы, шантаж, угрозы насилия, контроль или ограничение круга общения жертвы, телефонных разговоров; преследование, обвинение во всех возникающих проблемах, прерывание сна, процесса еды, и т. д.

Одним из распространённых видов насилия в современном обществе является отсутствие эмоционального реагирования. Все чаще встречаются эмоционально жестокие высказывания: высказывания, которые сильно ранят ребенка (например, «Лучше бы ты не рождался», «Такие, как ты, не должны жить», «Ты полный дурак, и это не исправить» и т. д.).

У большинства детей, живущих в семьях, в которых применяется психологическое или эмоциональное насилие, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. У них ухудшается память: процессы запоминания и сохранения затруднены, резко возрастает избирательность в запоминании. Внимание становится рассеянным, обедняется речь, часто появляется заикание.

Родителям надо понимать, что если наблюдаются у детей сосание пальцев, монотонное раскачивание (аутоэротические действия); ночной и/или дневной энурез (недержание мочи); психосоматические жалобы (головная боль, боли в животе и области сердца, жалобы ребёнка на то, что ему плохо), то это говорит о предъявлении к ребёнку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться, чрезмерном психическом давлении на него. Результатом будет замедление физического, психического и общего развития ребенка.

Косвенными доказательствами применения психологического насилия могут быть такие особенности поведения ребёнка: беспокойство или тревожность, длительно сохраняющееся подавленное состояние, агрессивность, склонность к уединению, чрезмерная уступчивость, неумение контактировать с другими людьми, малое число друзей или их отсутствие, низкая самооценка.

Все чаще в последнее время мы слышим об участившихся случаях, касающихся половой неприкосновенности несовершеннолетних и сексуального насилия.

Поэтому следует обращать внимание на изменения в выражении сексуальности ребенка:

- странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;

- чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;

- сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными движениями;

- соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;

- необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; трение о тело взрослого и др.).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются: повреждение мягких тканей груди, ягодиц, ног, нижней части живота, бедер; ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить; порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда; синяки и/или кровотечение в области половых органов или анального отверстия; жалобы на боль и зуд в области гениталий; повторяющиеся воспаления мочеиспускательных путей; недержание мочи.

Сексуальное насилие или развращение – это вовлечение ребёнка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми, чьей целью является получение выгоды, сексуальное удовлетворение или достижение корыстных целей. Принуждение может осуществляться при помощи не только физической силы, но и психологического давления, запугивания, шантажа, угроз физической расправы.

К сексуальному насилию относится:

- демонстрация взрослым человеком ребёнку своих половых органов;

- ласки и прикосновения к половым органам ребёнка;

 

- сексуальные игры и половой акт с ребёнком;

- демонстрация или просмотр с ребёнком материалов порнографического содержания;

- вовлечение ребёнка в изготовление порнографической продукции.

Сексуальные действия по отношению к детям чаще всего совершают хорошо знакомые им люди или родственники (по результатам исследований – до 80%). Одним из достаточно распространённых видов сексуального насилия, о котором обязательно нужно знать родителям, является инцест – сексуальное насилие над ребёнком со стороны кровного родственника.

Конечно, получить достоверную картину распространённости этого вида насилия очень сложно, т. к. большинство случаев остаются неизвестными. Иногда правда открывается спустя много лет, когда ребёнок вырастает. Это объясняется целым рядом причин, и, прежде всего, нежеланием «выносить сор из избы».

Чаще всего инцест продолжается долгие годы из-за того, что ребёнок просто никому не рассказывает о происходящем, с одной стороны, опасаясь, что ему не поверят, а с другой – боясь доставить неприятности самым близким людям: маме и папе. Взрослые насильники пользуются этим и всячески убеждают ребёнка в том, что он должен хранить тайну.

         Сексуальное насилие над детьми не только наносит им сильнейшую психологическую травму в настоящем, но и крайне негативно влияет на их будущее развитие и эмоциональное здоровье. Последствия могут быть кратковременными и длительными, могут возникать непосредственно после случившегося или проявляться позже.

 

Педагог-психолог  Ю.М.Жабинская

свернуть

Леворукость у детей

До сих пор остается непонятным, почему праворуких людей значительно больше. Зато точно выяснено, что леворукость не является недостатком, а в чем-то это даже преимущество. Наряду с левой рукой, они развивают и правую, так как все инструменты и механизмы сделаны так, чтобы ими было удобно пользоваться праворуким. Поэтому развивая двигательные навыки правой руки, тренируется левое полушарие. В результате у леворуких мозг более развит.

          В то время как некоторые родители расстраиваются, если их дети левши, большинство медицинских авторитетов считают, что насильно переучивать леворуких детей не рекомендуется. Это может вызвать у ребенка нервозность и травмировать его психику.

Гениальные левши

          Среди гениальных людей в области искусства большое количество левшей. Например, художник, скульптор, архитектор Леонардо да Винчи (автор знаменитой «Мона Лизы»). К левшам относится и скульптор, архитектор, художник, инженер, поэт Микеланджело.

Любопытные факты про левшей

  1. Почти 90% людей – правши. Только у 3-5% «ведущая рука» - левая. Остальные – амбидекстры (одинаково успешно пользуются обеими руками).
  2. Количество левшей сокращается. В каменном веке их было 50%, в бронзовом – 25%, а сейчас - всего 5%.
  3. Заикание и дислексия (неспособность к чтению) чаще встречаются у левшей.
  4. Вероятность рождения леворукого ребенка, если оба родители правши, всего 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%, у обоих леворуких родителей дети – левши появляются в 46% случаев.
  5. Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.
  6. У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
  7. Зачастую дети-левши начинают говорить позже, чем их сверстники, и имеют трудности с произношением некоторых звуков.
  8. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей. Также они ценятся в боксе, фехтовании, плавании.
  9. Левшами чаще являются мужчины, чем женщины.
  10. Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным. Среди кошек большинство правши, среди мышей – 44% правшей, 28% левшей, а остальные – амбидекстры, все белые медведи – левши.

Методические рекомендации по обучению левшей

  1. Определять ведущую руку целесообразно в 4-4,5 года.
  2. При работе леворукого ребенка за столом свет должен падать с правой стороны.
  3. Родителям и педагогам следует построить общение с ребенком таким образом, чтобы не акцентировать его внимание на леворукости и вместе с тем создать благоприятные условия для проявления и развития его индивидуальности.
  4. Задача взрослого – развить у ребенка чувство оптимизма, уверенности в себе.
  5. Довольно часто дети – левши, несмотря на проводимую педагогическую работу, затрудняются в определении правой и левой руки. В таких случаях может быть рекомендована «маркировка» левой руки браслетом, часами и т.п.
  6. Левшам рекомендуется заниматься декоративным рисованием, аппликацией, которая основана на чередовании элементов. Можно предложить составление узора на обмазанной пластилином поверхности – это может быть картон, банки, бутылки, украшая которые, например, семечками овощей и фруктов (опять же в определенной последовательности), ребенок «превращает» их в вазы для цветов.
  7. Занимаясь с ребенком пересчитыванием предметов, необходимо следить за лево-правосторонним направлением ряда.
  8. При обучении леворукого ребенка письму и чтению необходимо учитывать присущие ему затруднения. При появлении «зеркального» написания букв следует выстраивать систематическую коррекционную работу.
  9. При овладении письмом леворукий ребенок должен выбрать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано.
  10. Все занятия с леворуким ребенком должны проводиться систематически, но занимать не более 20 минут. Затем нужно время для отдыха. Левши быстрее утомляются, поэтому необходимо придерживаться установленного режима дня и пристально следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся.
  11. Успехи леворукого ребенка зависят от понимания, любви, терпения и умения педагогов и близких вовремя ему помочь.

 

Подготовила педагог-психолог  Ю.М. Жабинская

 

свернуть

Нравственное воспитание и его роль в формировании эмоционального благополучия дошкольников.

Как показали последние социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей и те, и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел «Нравственное развитие», нацеленный на формирование этих качеств в ребенке. Наиболее распространенными стратегиями нравственного воспитания являются объяснение, чтение литературы, приведение положительных примеров, поощрение правильных и осуждение неправильных действий детей. С помощью этих методов у ребенка формируются моральные суждения и представления. Однако правильные моральные суждения и оценки ребенка далеко не всегда вызывают соответствующее поведение. Так, прекрасно понимая, что помогать и делиться - хорошо, в реальной ситуации ребенок может действовать исключительно «в свою пользу» и никогда не уступать другому.  Это происходит потому, что он действует не в соответствии со своими представлениями, а на основе чувственных впечатлений и непосредственного опыта.

         Главной задачей нравственного воспитания маленьких детей является развитие эмоций и чувств, направленных на другого, а не приобретение детьми знаний о правильном поведении.

         И отечественная, и зарубежная педагогика предлагает, как основной метод воспитания этих чувств осознание ребенком своих переживаний, познания себя и сравнение с другими. Детей учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать свои качества с качествами других, распознавать и называть эмоции. Однако все эти приемы концентрируют внимание ребенка на самом себе, своих достоинствах и достижениях. Такая фиксированность на себе и собственных качествах закрывает возможность «увидеть» другого. В результате сверстник зачастую начинает восприниматься не как равный партнер, а как конкурент и соперник. Все это порождает разобщенность между детьми, в то время как главной задачей нравственного воспитания является формирование общности с другими и возможности видеть в сверстниках друзей и партнеров.

         Чувство общности и способность «увидеть» другого являются тем фундаментом, на котором строится нравственное отношение к другому. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

         Решающую роль в формировании того, что мы называем моралью и нравственностью ребенка, играет семья. Если реальное поведение родных и близких противоречит провозглашаемым ими же принципам, рассчитывать на моральное поведение ребенка сложно. Но, сформировав гуманные отношения в группе, мы можем обеспечить каждому ребенку сферу другого опыта, предложить другие способы взаимодействия с людьми.

         Исходя из этих положений, программа гуманизации межличностных отношений детей в группе детского сада должна базироваться на следующих принципах:

  1. Безоценочность.
  2. Отсутствие соревновательности.
  3. Минимизация речевого взаимодействия.
  4. Исключение принуждения.

         Построение отношений, «ориентированных на другого», предполагает отказ от конкуренции и, следовательно, оценки.

          Любая оценка (как положительная, так и отрицательная) фокусирует внимание ребенка на собственных положительных или отрицательных качествах, на достоинствах и недостатках другого и в результате провоцирует сравнение себя с другими. Все это порождает желание «угодить» взрослому, самоутвердиться и не способствует развитию чувства общности со сверстниками. Несмотря на очевидность этого принципа, его сложно выполнить на практике. Поощрения и наказания прочно вошли в традиционные приемы воспитания.

         Если вам сложно отказаться от оценок, постарайтесь оценивать не самих детей, а лишь их отдельные действия.

         Например: «Как здорово ты сегодня изображал сказочное животное!» или: «Мне не очень понравилось, как ты делал зарядку, хочешь я помогу тебе в следующий раз?»

         Необходимо также отказаться от соревновательного начала в играх и занятиях.

         Конкурсы, игры-соревнования, поединки и состязания весьма распространены и широко используются в практике дошкольного воспитания. Однако все эти игры направляют внимание ребенка на собственные качества и достоинства, порождают яркую демонстративность, конкурентность, ориентацию на оценку окружающих и в конечном итоге – разобщенность со сверстниками. Именно поэтому для формирования нравственного начала важно исключить игры, содержащие соревновательные моменты и любые формы конкурентности.

         Часто многочисленные ссоры и конфликты возникают на почве обладания игрушками.

          Как показывает практика, появление в игре любого предмета отвлекает детей от непосредственного общения, в сверстнике ребенок начинает видеть претендента на привлекательную игрушку, а не интересного партнера.

           В связи с этим на первых этапах формирования гуманных отношений следует по возможности отказаться от использования игрушек и предметов, чтобы максимально направить внимание ребенка на сверстников.

           Еще одним поводом для ссор и конфликтов детей является словесная агрессия (всевозможные «дразнилки», «обзывалки» и пр.) Если положительные эмоции ребенок может выразить экспрессивно (улыбка, смех, жестикуляция и т.д.), то самым обычным и простым способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательство, жалобы и т.д.)

         Поэтому работа взрослого, направленная на развитие нравственных чувств, должна свести к минимуму речевое взаимодействие детей.

          Вместо этого в качестве средств общения можно использовать условные сигналы, выразительные движения, мимику и др.

          Кроме того, данная работа должна исключать какое-либо принуждение. Любое принуждение может вызвать реакцию протеста, негативизма, замкнутости.

          Отсутствие принуждения, равные права, запрет на вербальные контакты снимают напряженность, замкнутость, страх, что тебя могут обидеть, обозвать, не принять в игру.

         Физический контакт с другими детьми, ласковые прикосновения, близость сверстника дают детям ощущение тепла, безопасности и общности с другими, ослабляют защитные барьеры, направляют внимание ребенка на другого.

          Если в группе есть «проблемные дети», которые мешают другим играть (могут ударить сверстника, обозвать его или чураются и прячутся от сверстников), таких детей нужно вводить в игру через собственное общение с ними: подойти к ребенку и начать играть с ним в паре, и лишь после того, как ребенок увлекся игрой, переключить его на игру с другими детьми. В наиболее трудных случаях «проблемного» ребенка можно мягко вывести из игры, предложив ему индивидуальную игру (Лего, кубики и пр.) Как показывает практика, через некоторое время эти дети вновь присоединяются к общей игре, но на этот раз стараясь не нарушать правил.

         Работа по формированию нравственного воспитания может строиться в форме специальных групповых игровых занятий, имеющих определенную структуру: приветствие, несколько игр, проводимых взрослым, завершение.

         Выделяются 6 этапов, каждый из которых имеет определенные цели и задачи.

         Первый этап.

         Главной целью первого этапа является переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.

         Общее правило для всех игр – запрещение разговоров между детьми. Таким образом мы исключили возможность возникновения ссор, споров, договоров и т.п. В каждой игре вводится свой язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться для коммуникации. В основном эти условные сигналы выражаются в физическом контакте. Так, например, в игре «Жизнь леса» в качестве приветствия дети должны тереться друг о друга носами; спрашивая о том, как дела, дети хлопают своей ладонью по ладони другого ребенка; сообщая партнеру, что все хорошо, дети кладут голову ему на плечо и т.п. Кроме того, в игре не вводятся никакие предметные атрибуты (посуда, костюмы и т.д.)

          Для преодоления сложившихся игровых стереотипов лучше предлагать игры с необычными сюжетами, в которых дети могут выбирать для себя любые роли, все равны и каждый может делать то, что он хочет. (Игры: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Птенцы», «Волны», «Муравьи», «Театр теней», «Ожившие игрушки»)

         Второй этап.

         Многие дети настолько сосредоточены на себе и своем Я, что сверстник становится лишь фоном их собственной жизни: их интересует не столько сверстник сам по себе, сколько его отношение к ним. Вы можете убедиться в этом сами, если попросите детей рассказать вам о сверстниках. В ответ на вопрос: «что он за человек?» вместо описания этого ребенка вы часто услышите: «Он со мной дружит» или «Он меня обижает».

          Задача данного этапа – отвлечь детей от такой фиксированности на собственном Я и сосредоточенности на отношении к себе ровесников и обратить их внимание на сверстника самого по себе, вне контекста их взаимоотношений. Для этого нужно предложить детям задания, успешное выполнение которых требовало бы пристального внимания к другим детям: их действиям, внешности, мимике, голосу, жестам и пр. В процессе игр ребенок должен быть максимально сосредоточен на другом. Все игры должны быть направлены на развитие способности увидеть другого, почувствовать общность, слитость с ним. (Игры: «Зеркало», «Эхо», «Испорченный телефон», «Передай настроение», «Тень», «Разговор через стекло», «Радио» и др.)

         Третий этап.

         Правила игр третьего этапа задаются таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них, во-первых, большого внимания к сверстникам и, во-вторых, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей. Такая согласованность способствует направлению внимания на другого, сплоченности действий и возникновению чувства общности (Игры: «Сороконожка», «Слепой и поводырь», «Насос и мяч», «Весы», «Путанка» и др.)

         Четвертый этап.

         Цель: совместное переживание детьми общих и одинаковых чувств, сближающих их (Игры: «Злой дракон», «Шторм», «Заблудившиеся дети», «Дискотека зайчиков», «Курица с цыплятами»)

         Пятый этап.

         Предыдущие этапы были посвящены развитию навыков непосредственного общения, умения видеть в сверстнике самоценную независимую личность, а также переживанию детьми общих эмоций. На данном этапе становится возможным моделирование игр, требующих от детей взаимопомощи и сопереживания.

         Многие педагогические программы по развитию межличностных отношений целиком базируются на играх и занятиях, «провоцирующих» взаимопомощь. Однако, как показывает практика, использование подобных игр без предварительной подготовки приводит к тому, что мотивация помощи другим детям носит не бескорыстный, а скорее прагматический или нормативный характер: помогаю, потому что за это хвалят взрослые или потому, что воспитатель сказал, что нужно помогать. Для того, чтобы дети действительно хотели помочь окружающим, необходимо предварительно создать в группе благоприятный климат, атмосферу непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

      Игры пятого этапа требуют от детей сопереживания другому, дают им возможность помочь и поддержать сверстника. Также моделируются ситуации, в которых ребенок может проявить помощь не только в воображаемой игровой ситуации, но и в реальной жизни (Игры: «Старенькая бабушка», «Живые куклы», «Шляпа волшебника», «День помощника» и др.)

         Шестой этап.   

         Уже говорилось о том, что самым обычным для детей способом проявления отрицательных эмоций является словесное выражение (ругательства, жалобы и пр.) Именно поэтому общим правилом для игр предыдущих этапов было запрещение разговоров. Таким образом была исключена возможность возникновения споров, ссор и других конфликтных ситуаций.

           Только после того, как с детьми проведены игры и занятия прошлых этапов и в группе начала преобладать дружелюбная и спокойная атмосфера, можно переходить к шестому этапу, состоящему из игр, специально направленных на словесное выражение своего отношения к другому. Задача данного этапа – научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей. Делая сверстнику комплимент, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются вместе с ним (Игры: «Конкурс хвастунов», «Садовники и цветы», «Я хотел бы быть таким же, как ты…», «Если бы я был королем…», «Комплименты», «Праздник вежливости», «Открытки в подарок»).

        

Подготовила педагог-психолог     Ю.М. Жабинская

 

свернуть
поделиться в: