Педагогический коллектив государственного учреждения образования «Детский сад №3 г. Сморгони» с сентября 2014 года по апрель 2018 работал над реализацией инновационного проекта «Внедрение модели формирования интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности».
В ходе реализации проекта велась системная работа по устранению противоречий между необходимостью формирования ключевых компетенций у воспитанников, развития интеллектуальной самостоятельности и личностных качеств и традиционной системой образования, направленного на систематические тренировочные занятия по обучению дошкольников чтению, письму, счету, а также потребностью в разработке новых подходов к формированию интеллектуальной самостоятельности у дошкольников и недостаточной разработанностью научно-методического обеспечения и подготовкой кадрового ресурса.
Разрешение противоречий, удовлетворение запросов детей, родителей, учреждения на осуществление качественного дошкольного образования подтвердили актуальность инновационного проекта и целесообразность его реализации.
Цель инновационного проекта заключалась в формировании интеллектуальной самостоятельности дошкольников посредством игровой деятельности.
За период внедрения проекта успешно решены задачи по стимулированию активности и самостоятельности дошкольников в игровой деятельности, формированию потребностно-мотивационного компонента интеллектуальной самостоятельности, организации коллективно-распределенной и самостоятельной игровой деятельности, формированию содержательно-операционального и эмоционально-волевого компонентов интеллектуальной самостоятельности.
Создана эффективная система формирования интеллектуальной самостоятельности у воспитанников, требующая обеспечения высокого уровня коммуникации между педагогами учреждения, сотрудничества администрации и педагогов по вопросам определения перспектив и путей развития образовательного процесса.
За отчетный период педагоги, участвующие в реализации проекта, повысили квалификационный уровень: педагогу-психологу присвоена высшая квалификационная категория, 3 педагога подтвердили высшую квалификационную категорию (2 воспитателя дошкольного образования, 1 музыкальный руководитель), воспитателю дошкольного образования присвоена вторая квалификационная категория.
Развитие компетенции в сфере инновационной деятельности (умение спланировать, организовать, провести деятельность, спрогнозировать и проанализировать результаты внедрения инноваций) у педагогов осуществлялось посредством самообразования.
На базе государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования» пять участников инновационного проекта освоили образовательные программы повышения квалификации дополнительного образования взрослых, одним педагогом освоено содержание обучающего курса «Управление инновационными процессами в учреждении образования на этапе организации нововведения».
С целью совершенствования педагогического мастерства педагогов по организации игровой деятельности детей и формированию их интеллектуальной самостоятельности на протяжении трех лет работала творческая группа «Эврика». В состав творческой группы вошли педагоги, участвующие в реализации инновационного проекта.
Осуществлялось тесное сотрудничество с учреждениями дошкольного образования, участвующими в реализации проекта по проблеме формирования интеллектуальной самостоятельности дошкольников в игровой деятельности. Обмен информацией по теме проекта осуществлялся с помощью интернет-ресурсов «Облачные технологии», через сайты учреждений, где периодически обновлялся материал по реализации проекта.
Научно-методическое обеспечение осуществлялось консультантом проекта Кавинкиной И.Н. через индивидуальные консультации, проведение семинаров, на которых участники делились достижениями и результатами, методистом УМУ «РУМК» Борейко В.В. через консультации.
Руководителем проекта Васько С.Г. регулярно осуществлялся внутренний консалтинг.