Консультации для родителей

Стили родительского поведения

Каждая семья уникальна так же, как уникален каждый человек. Родители пользуются определенными приемами воспитания в зависимости от ситуации, самого ребенка, его поведения в данный момент, принадлежности к определенной культуре. В идеале они должны создавать разумные ограничения автономии ребенка, настойчиво передавать ему свои ценности, способствовать развитию самоконтроля, действуя при этом очень осторожно, чтобы не пресекать любопытство, инициативу и растущее чувство компетентности ребенка.

В классификации стилей родительского поведения используются три: авторитетный, авторитарный и либеральный. Чтобы продемонстрировать полную картину, мы добавим к ним еще один стиль воспитания — безразличный. Однако следует помнить, что в различных ситуациях стиль родительского поведения может меняться.

Авторитетные родители соединяют высокую степень контроля с теплотой, принятием и поддержкой растущей автономии своих детей. Хотя такие родители и налагают определенные ограничения на поведение детей, они объясняют им смысл и причины таких действий. Их решения и поступки не кажутся произвольными или несправедливыми, и поэтому ребенок легко соглашается с ними. Авторитетные родители готовы выслушать возражения своих детей и уступить, когда это целесообразно.

Авторитарные родители тщательно контролируют поведение своих детей и обычно проявляют мало теплоты к ним. Они жестко придерживаются правил. В только что описанной ситуации их ответом на просьбу дочери был бы, скорее всего, отказ, сопровождаемый такими утверждениями, как: «Правила есть правила» или «Я так сказал!» Если ребенок начинает спорить или настаивать на выполнении просьбы, родители могут рассердиться и прибегнуть к наказанию, возможно физическому. Они отдают команды и ожидают, когда все будет выполнено; такие отец и мать избегают долгих объяснений со своими детьми. Авторитарные родители ведут себя так, словно установленные ими правила высечены на камне и не могут меняться ни при каких обстоятельствах.

Либеральные родители проявляют много теплоты и осуществляют незначительный контроль над своими детьми, устанавливая мало ограничений в их поведении либо совсем не делая этого. При таком избытке свободы дети практически лишены руководства со стороны родителей. Если поступки детей выводят из равновесия, сердят либеральных отца и мать, они, как правило, стараются подавить свои чувства.

Безразличные родители не устанавливают границ и не отличаются проявлениями теплоты и одобрения, возможно потому, что им нет дела до своих детей или их собственная жизнь переполнена стрессом и проблемами и у них не остается энергии для обеспечения поддержки и осуществления руководства своими детьми.

Воздействие стилей родительского поведения на ребенка.

Дети авторитетных родителей успешнее других.

Дети авторитарных родителей отличаются замкнутостью и робостью, почти или совсем не стремятся к независимости, обычно угрюмы, непритязательны и раздражительны. Дети либеральных родителей могут быть непослушными и агрессивными. Кроме того, они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Иногда такой ребенок становится активным, решительным и творческим человеком.

Было обнаружено, что дети авторитетных родителей адаптированы лучше других. По сравнению с остальными такой ребенок более уверен в себе, полностью себя контролирует и социально компетентен. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем те, кто воспитывался родителями с другими стилями поведения.

Наиболее неблагоприятная ситуация у детей безразличных родителей. Когда попустительство сопровождается открытой неприязнью и отсутствием теплоты, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.

Традиционные родители

В полных семьях родители иногда придерживаются различных стилей поведения. Например, при так называемом традиционном стиле воспитания родители исполняют роли, закрепленные давней традицией за мужчиной и женщиной. Отец может быть достаточно авторитарным, а мать — заботливая и разрешающая. Здесь влияние одного родителя уравновешивается влиянием другого.

 

Подготовила педагог-психолог   Ю.М.Жабинская

 

свернуть

«Понимаем ли мы своих детей?»

«Я так часто ругала сына, что сегодня он сказал мне, что я его не люблю».

«Я вынуждена наказывать дочь так часто, что это разрушает наши отношения».

          «Я боюсь, что единственное воспоминание детства, которое останется у моего сына - это отбывание наказания в углу».

          Мы все, конечно, хотим, чтобы наши дети вели себя хорошо. Частично в этом и заключается смысл хорошего воспитания. Но в поисках путей изменения проблемного поведения мы можем проглядеть все хорошее, что есть в наших детях: доброе сердце, живой нрав, игривая натура, настойчивость, нежная улыбка. Настоящая опасность заключается в том, что ребенок начнет думать, что мы больше любим его за поступки, а не самого по себе.

          Ребенка удручает, если он слышит только нотации и видит нас строгими и огорченными. Более того, это может пагубно сказаться на формировании чувства уверенности в себе. Поэтому чрезвычайно важен заключительный элемент перевоспитания: не забывайте говорить ребенку, что вы любите его. Что может быть важнее для ребенка, чем осознание того, что вы им дорожите и любите его, несмотря на плохое поведение.

 

          Вопросы для самоанализа:

 - слышал ли когда-нибудь ребенок, как, разговаривая с другими, я говорю о том, какой он хороший и как я люблю его, а не о плохом поведении?

- не сравниваю ли его с братьями, сестрами, ровесниками?

- не браню ли его в присутствии других?

- всегда ли наказываю без свидетелей, не унижая его достоинства?

- соотносятся ли мои ожидания с возрастом, личностью и уровнем развития ребенка?

-выслушиваю ли точку зрения ребенка и прислушиваюсь ли к его мнению?

- не забываю ли похвалить и поощрить ребенка, когда он ведет себя хорошо?

- всегда ли мне удается сохранять спокойствие, когда занимаюсь воспитанием ребенка, не повышаю ли голос, не кричу ли, не бью?

- отвожу ли время, полностью посвященное ребенку, чтобы побыть с ним наедине?

-не пытаюсь ли бороться с какими-либо проявлениями поведения ребенка потому, что вижу такую же проблему у себя?

-признаюсь ли ребенку в собственной несправедливости или неправоте?

          Каждое из перечисленных выше выражений можно считать потенциальным ответом на вопрос – почему мы не понимаем своих детей?

          Все дети время от времени плохо себя ведут. Наша реакция на плохое поведение может быть, как разрушительной, так и способной сформировать у ребенка чувство уверенности в себе, и это делает нашу задачу особенно сложной.

          Вот несколько рекомендаций, как не ранить достоинство ребенка, применяя к нему те или иные взыскания.

          Почувствовав, что в вас закипает гнев, отойдите от ребенка и успокойтесь.

          Глубоко, медленно вдохните и сосчитайте до десяти или выпейте стакан воды. Запритесь в ванной, если необходимо, но не реагируйте на поведение ребенка, пока не успокоитесь. Недовольство поведением ребенка начинайте со слова «я» вместо «ты».

          Мы часто просим детей прекратить вести себя плохо, но при этом забывая сказать, как вести себя иначе (например, «ты прервал меня, когда я говорила. Это невежливо. Нужно было дождаться, когда я закончу или, если это действительно так важно, сначала надо было сказать «прошу прощения»).

          Поощряйте старания ребенка, используйте похвалу для поощрения хорошего поведения, развивайте положительные качества, устраивайте семейные советы и не забывайте повторять детям, что вы их любите.

 

Подготовила педагог-психолог     Ю.М.Жабинская

 

свернуть

Какие игрушки нужны ребенку?

Этот вопрос рано или поздно встает перед всеми родителями. Подходов к его решению множество. Кому-то доставляет удовольствие покупать все новые и новые игрушки, другие ограничены в средствах и потому хотят приобрести лишь самое необходимое; кто-то с радостью приобретает вещь, о которой тщетно грезил в детстве, а кто-то считает, что ребенку достаточно игрушек, оставшихся от его детской поры. Вкусы детей тоже нелегко предугадать. Одним нравятся мягкие игрушки, другим - конструкторы и головоломки, третьим - машинки... Часто подаренная бабушкой роскошная кукла одиноко валяется в углу, а дешевый пластмассовый зайчик становится лучшим другом. И предугадать отношение ребенка к той или иной новой игрушке бывает подчас очень непросто.      Как правило, дети проходят разные периоды развития, в которые им нравятся определенные игрушки. В течение нескольких месяцев малыш может заниматься исключительно собиранием рамочек и пазлов. А потом вдруг охладевает к этому занятию и переключается на ролевые игры с мягкими игрушками. Через некоторое время исследовательские потребности ребенка могут снова активизироваться, и он воспылает любовью к какому-нибудь конструктору. Для многих детей любимые игрушки - это книги. Они готовы часами рассматривать картинки и обожают их перечитывать вместе с мамой. Привлекает юных исследователей и рисование. Оно тоже предполагает несколько форм взаимодействия: ребенок рисует сам, мама рисует для ребенка и мама рисует вместе с ребенком, водя его рукой. Все эти занятия крайне полезны, и их нужно всячески поощрять. Не говоря уже о том, что любовь к книгам и к рисованию можно с успехом использовать в случаях, когда необходимо заставить ребенка посидеть смирно, например, в очереди, в транспорте или в гостях. К тому же, если ребенок любит книги, он учится фантазировать словесно, без помощи игрушек. А это очень полезно для развития абстрактного мышления.      И все же практически у любого ребенка есть пара любимых игрушек, которые он регулярно берет с собой купаться, обедать или спать. Это могут быть куклы, зверушки или машинки, которых малыш наделяет душой и характером, и они становятся его лучшими друзьями. В то же время эти игрушки приобретают роль манекенов, на которых отрабатываются различные бытовые действия: высаживание на горшок, одевание-раздевание, кормление с ложечки.      Некоторые дети способны играть в ролевые игры с любыми игрушками, а у других весьма выборочный вкус. Такого малыша обычные игрушки занимают в течение всего нескольких минут. Потом изучать в них уже нечего, и они больше не нужны. Такому ребенку стоит предоставить возможность самому выбирать игрушки в магазине, тогда больше вероятность, что он будет с ними играть.      Родители часто хотят побаловать ребенка, не могут пройти мимо витрины детского магазина и покупают своему чаду все новые и новые подарки. Однако не стоит излишне усердствовать. Если игрушек слишком много, ребенку трудно на чем-либо сосредоточиться, кроме того, у него не вырабатывается бережное отношение к вещам. В литературе можно встретить совет: прятать часть игрушек, а через несколько дней заменять надоевшие другими. Однако на практике следовать этому положению не всегда удается.     Ребенок старше полутора лет уже неплохо помнит свои вещи, он или находит спрятанное, или просит вернуть. Есть другой вариант: убирать игрушки в такие места, где ребенок может их самостоятельно взять, когда захочет. И сразу старайтесь приучать его после игры класть вещи на место.

Какие игрушки нужны обязательно?

  У ребенка обязательно должны быть развивающие игры, соответствующие его возрасту. Обычно такие игры покупают немного заранее и периодически предлагают ребенку, чтобы определить, дорос ли он до них. Если малыш не проявляет интереса к игре, ее нужно убрать до лучших времен, но ни в коем случае не настаивать, даже если по возрасту он уже "должен" в нее играть.     Вряд ли нужно убеждать кого-то в пользе конструкторов. Им трудно найти альтернативу по развивающему воздействию в самых разных направлениях. Трехмерное мышление, фантазия, мелкая моторика, чувство равновесия... Игры с конструктором - это первые уроки алгебры, геометрии, физики, не говоря уже о развитии эстетического чувства.      В настоящее время выбор конструкторов необычайно широк. Всевозможные "Лего" для всех возрастов, начиная от одного года. Альтернатива им - отечественные наборы "Кроха". Пластмассовые кубики всех размеров и расцветок. Никитинский "Уникуб" и просто наборы деревянных некрашеных строительных блоков. Для тех, кто постарше - конструкторы с винтиками и гаечками, из которых собираются машины и вертолеты. Для обладающих абстрактным мышлением - детали в виде цветочков и звездочек, соединяемые друг с другом каким-то уж совсем невообразимым способом...        Мягкие игрушки не менее полезны для ребенка, поскольку они позволяют играть в ролевые игры, заставляют работать фантазию. Моделируя ситуации из реальной жизни, малыш развивает свое воображение. Родителям желательно поощрять такие игры, вести диалоги от лица игрушек, имитируя разные голоса, интонации, характеры.      Дети любят копировать действия взрослых, поэтому у них должны быть предметы, похожие на взрослые. У девочек это традиционно: посуда, утюг, веник и пр. хозяйственные вещи. Для мальчиков - игрушечный сотовый телефон, набор инструментов. Хороши наборы типа "Юный парикмахер", "Юный доктор".     Маленьким деткам очень хорошо иметь мелкие игрушки, которые легко собираются и разбираются, это развивает моторику. Но будьте осторожны: если ваше чадо еще не отвыкло пробовать всё "на зуб", не стоит рисковать, предлагая ему мелкие игрушки. И даже если период исследований предметов ртом позади, лучше, если игры с "Киндер-сюрпризами" будут проходить под вашим присмотром. Недаром производители указывают на упаковке: "для детей от 3-х лет". Маленькие детали могут попасть в дыхательные пути ребенка, а это чревато серьезными последствиями.       Полезно иметь одну-две заводные игрушки или электрические с пультом управления. Самодвижущиеся машинки или роботы приводят детишек полутора-двух лет в неописуемый восторг.      Отдельно следует сказать об игрушках для прогулок. Для игр в песочнице вашему малышу понадобится ведерко, лопата, два-три совочка и набор формочек. Очень практичны крепкие пластмассовые грузовички без мелких деталей, в которые можно грузить песок и камушки, а зимой - снег. Кроме того, машинки на веревке побуждают ребенка тренироваться в ходьбе.       Также для прогулок полезно иметь мяч.

Игры с предметами

       Помимо всех перечисленных игрушек, нужно позволять ребенку играть с бытовыми предметами. Такие игры приучают к выполнению простейшей домашней работы. Если дочка, подражая маме, пытается сама подметать пол, не стоит ей этого запрещать, даже если мусор не убирается, а разбрасывается по всей кухне. Лучше поощрить интерес ребенка, а потом предложить ему свою помощь. Ведь если он не будет пытаться, то никогда не научится этого делать.      Позвольте вашему чаду подметать, пылесосить, вытирать пыль, мыть посуду и т.д. Многим детям нравится играть с техникой: телефоном, пультом от телевизора, наушниками, часами. Если эти вещи не очень хрупкие, позвольте малышу утолить свой познавательный интерес. И конечно, не нужно запрещать игры с безопасными бытовыми мелочами: ложками, кружками, крышками, пластиковыми и металлическими коробками...      Не выбрасывайте вещи, на первый взгляд кажущиеся мусором: фольгу от конфет, мелкие бумажки, билеты, чеки, пластиковые карточки. Если ребенок играет с подобными вещами, это развивает его фантазию. Абстрактные предметы приобретают в его воображении реальный смысл. То же относится к играм с платками, маминой одеждой, одеялом (наряжаться, укрывать куклу, прятаться в "домик".

Игрушки для мальчика

      Традиционно считается, что мальчикам и девочкам нужны разные игрушки. Родители мальчиков делают упор на машинки, солдатиков и пистолеты. Родители девочек покупают в основном кукол и предметы ухода за ними (одежду, домик, мебель). Но так ли строго должно соблюдаться это разделение?       Кормить, укладывать спать, купать кукол - это интересно и полезно не только девочкам. В сущности, через такую игру ребенок воспроизводит повседневные действия своих родителей. Для этой игры не обязательно должны использоваться куклы. То же самое можно проделывать с мягкими игрушками, плюшевыми мишками, резиновыми поросятами.   Не стоит ограничивать круг интересов мальчика только машинками. Ведь для тех же машин нужны пассажиры, поэтому несколько пупсиков и зверюшек не будут лишними. Пусть это будут куклы мужского пола, по-мальчишески озорные.       Родителям не надо опасаться, что через игру в куклы у мальчика разовьется неправильная половая самоидентификация. Не забывайте, что мальчик - будущий папа (а возможно, и брат), и ему полезно иногда поиграть в куклы.     Другое традиционное направление "мальчишеских" игрушек - "военные" игрушки. Это всевозможное оружие, солдатики, танки и т.д. Мамам порой кажется, что если сын играет в войну, он вырастет агрессивным и склонным к насилию. С целью воспитания в сыне пацифизма они стараются не покупать ему военных игрушек. Однако, по мнению психологов, внутренняя агрессия, скрытая в каждом человеке, должна иметь выход. Если она выплескивается через "военные" игры, в том числе и компьютерные, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии гораздо больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход.      Но если военные игрушки вам совсем уж отвратительны, как альтернативный вариант игрушечного оружия можно выбрать пистолет "стреляющий" разноцветными огоньками со звуковым сопровождением, водяной пистолет, или такой, в который заряжают теннисные шарики или вертушки-пропеллеры.      Если же под рукой нет ничего подходящего, дети используют в качестве "пистолетика" палку или собственный указательный палец. Отсутствие соответствующих игрушек не гарантирует от возникновения военных игр.

Игрушки для девочек

      Девочкам традиционно полагается играть в куклы. Но на деле далеко не всех юных барышень они привлекают. Наверное, я никогда не забуду, как в детском саду воспитательница с огромной бородавкой на носу, построив нас и добившись полной тишины, командовала: "Мальчики - рисовать, а девочки - марш играть в куклы!" Такое обращение могло бы отбить охоту играть в "дочки-матери" даже у тех, кто больше всего на свете любит эту игру.     Девчушкам зачастую гораздо интереснее мягкие игрушки, с которыми они играют в те же ролевые игры с кормлением и укладыванием спать. В принципе, роль куклы может играть даже машинка.     Если мама сама в детстве не увлекалась куклами, у нее не возникает желания покупать их дочери. То же относится и к родителям, которым больше хотелось иметь мальчика. Подсознательно, через игрушки, они воспитывают дочь в более "мужественном" стиле.   Девочкам нужны в некотором количестве "мальчишечьи" игрушки, также как мальчикам нужно какое-то количество "девичьих". Идеально, если в семье есть и сын, и дочь - тогда из общего арсенала игрушек каждый может сам выбирать, какие ему интереснее.       Большой соблазн для девочек представляет кукла Барби.   

       Мнения педагогов и родителей на ее счет неоднозначны. Не раз звучали тезисы о том, что Барби блокирует воображение ребенка, задавая ему очень жесткую программу для подражания. Другой аргумент против Барби - она имитирует не младенца, как большинство других кукол, а взрослую женщину. Таким образом, с ней невозможно играть в "дочки-матери", а именно эта игра, по мнению психологов, развивает у маленькой девочки материнский инстинкт. Но в данном споре большое значение играет возраст ребенка. Двух- трехлетней девочке нужны игры, иллюстрирующие типичные бытовые действия, в которых она участвует каждый день. Именно эту возможность дает ей кукла-младенец. Ее можно пеленать, кормить, воспитывать. Однако облик куклы особенно важен для дошкольницы, потому что ей необходима большая конкретика, нежели двухлетке, которая готова укрывать одеялом даже машину, наделяя ее человеческими качествами.     В то же время Барби позволяет проигрывать массу более сложных жизненных ситуаций, но при этом игровые действия производятся уже не над куклой, а от ее имени. Это следующий этап, в такие игры играют дети школьного возраста. Именно для подобных игр к Барби выпускается масса дополнительных "приложений": мебель, одежда, дома, машины, посуда, муж, дети, собаки, лошади...      Таким образом, Барби имеет смысл покупать школьнице - в отличие от двухлетки, она оценит по достоинству ее красоту и предоставляемые ею игровые возможности, но, в отличие от дошкольницы, не окажется под прессом жесткой "программы", которую эта кукла диктует.        Детям важно, чтобы взрослые время от времени играли вместе с ними. У ребенка подчас не хватает фантазии, чтобы придумать новые игровые действия с любимыми игрушками, и он начинает скучать. Вот тут-то и должна вмешаться мама, предложив устроить кукольный день рождения с угощением для всех кукол, или игру " в зоопарк", в которой примут участие все мягкие игрушки. Полученные впечатления подхлестнут фантазию ребенка для самостоятельных игр, а воспоминания, возможно, останутся на всю жизнь.       Сколько бы ни было игрушек у вашего ребенка, и какими бы разнообразными они ни были, ваша задача - научить ребенка играть и через игру развивать собственный интеллект.

Подготовила педагог-психолог     Ю.М.Жабинская

 

 

свернуть

Тревога и здоровье ребенка

Здоровый, веселый.    Эти два понятия всегда стоят рядом. Здоровье кажется неполным, если ему  не сопутствует бодрое настроение, жизнерадостность, оптимизм, а присутствует ощущение опасности, тревога.

        Причины детской тревоги разные. Иногда она возникает еще до появления ребенка на свет, при неблагоприятных воздействиях, которые перенесла мать во время  беременности. Будет ли проявление тревоги кратковременным или затянется надолго, станет она ярко выраженной или незначительной, наконец, самое главное, вырастет ли из  тревожного ребенка спокойный взрослый человек – это зависит от условий жизни, правильного поведения окружающих взрослых, родителей.

        Даже маленького ребенка не всегда удается оградить от неприятных впечатлений, переживаний. Тревожные дети отличаются тем, что впечатления, которые для здорового ребенка проходят бесследно, у них вызывают сильную реакцию тревоги. Тревога угнетает ребенка, подавляют его активность, инициативу, и нередко делает беспомощным. Ребенок боится оставаться один в комнате, боится новой обстановки, незнакомых взрослых и детей.

 Тревожные дети бывают то слишком веселы, много говорят, быстро и суетливо двигаются, то расстроены и даже угнетены, безучастны, вялы. Они могут быть замкнутыми, обидчивыми, избегают общих игр. Им очень мешает неуверенность в себе: они боятся, что не справятся с порученным делом, получат плохую отметку, опоздают в детский сад, школу.  Для них тягостны любая перемена обстановки, любое переключение с привычного образа жизни на непривычный. Черты упрямства, негативизма (стремление делать противоположное тому, о чем их просят) могут проявляться у всех детей, однако у тревожного ребенка они длительны и значительно выражены.

        Самый тонкий показатель состояния нервной системы – сон. Тревожные дети засыпают с трудом, сон их чуток и прерывист. Они часто вскрикивают, беспокойно ворочаются, их пугают страшные сновидения.

        Как же сделать, чтобы ребенок был спокойным? Для этого отнюдь не требуется с утра до вечера веселить и развлекать его. Надо, чтобы он сам учился находить в окружающей обстановке спокойствие, радость, умел извлекать интересное из повседневного; все, что он делает, делать с удовольствием. Разделяйте радость ребенка, даже если, с вашей точки зрения, он радуется пустяку: красивому листику, найденному на дороге, солнечному зайчику, морозному узору на стекле. Обращайте его внимание на все интересное, приятное, веселое, а не только на опасное или нежелательное. А ведь бывает, что ребенок не  слышит ничего, кроме «Не лезь – упадешь», «Не трогай – будет больно». Еще хуже, когда детей запугивают волком, «Дедом с мешком» и т.д.

         Тон разговора с ребенком должен быть всегда ровным, спокойным. Будьте одновременно мягки и решительны: считаясь с особенностями ребенка, не уступайте любому его капризу. Пока ребенок возбужден, всякое вмешательство бесполезно и может только усилить его упрямство. Но как только он успокоился, необходимо разъяснить ему недопустимость такого поведения. Терпение, ровное обращение и спокойствие всегда приводят к положительным результатам.

         Психологами доказано, что 8-10 объятий ребенка родителями ежедневно помогают чувствовать ребенку себя гораздо счастливее, спокойнее, быстрее и безболезненно преодолевать трудности и тревоги жизни, становится более ответственными. Продолжая осваивать окружающий мир, дети становятся инициативными и в целом оптимистически настроенными. И с большим удовольствием переходят на следующую степень познания окружающего мира.

           Помните всегда: на ребенка гораздо больше действует не то, что говорит родитель, а то, что он делает. Если дети чувствуют поддержку, они становятся более уверенными, активно принимают участие в самых разных домашних и общественных делах. Дети особенно любят, когда их привлекают к приготовлению пищи или к обсуждению каких-либо важных мероприятий (где и как провести очередной отпуск, куда пойти в выходной день и т.п.).

         Повышайте самоуважение ребенка. Постарайтесь вызвать ребенка на откровенный разговор, узнать, что его беспокоит, как и почему возникло у него чувство тревоги. Если дети чувствуют себя в безопасности, они учатся доверять. Если дети чувствуют дружеское отношение, они учатся находить в мире любовь и спокойствие, контролировать себя, свои чувство тревоги, неуверенности. Они быстрее находят такие формы поведения, которые помогают им ввести свои желания и интересы в социально приемлемые рамки. Если вы все же справляетесь с ситуацией самостоятельно - обратитесь к специалисту.

 

Подготовила педагог-психолог    Ю.М.Жабинская

 

свернуть

Ребенок боится: что делать?

Топ- 10 детских страхов:

  • Страх оставаться одному
  • Боязнь темноты
  • Ночные страхи
  • Боязнь замкнутого пространства
  • Боязнь сказочных персонажей
  • Страхи, связанные со стихиями: пожаром, глубиной и т.п.
  • Боязнь родительского наказания
  • Страх перед животными
  • Боязнь потерять родителей
  • Боязнь опоздать

Что такое детские страхи?

          Конечно, важно определить, что же такое детские страхи? Детские капризы и выдумки? Попытка обратить на себя внимание взрослых? А может это повод для серьезного беспокойства? Где же граница нормы и патологии, безобидных возрастных страхов и психопатий?

          По началу, необходимо понять самим родителям, что тревога, страх – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и удивление, радость и грусть. Некоторые страхи с возрастом исчезнут. Но если они болезненны для малыша, сохраняются длительное время, то заслуживают особого внимания, а часто и требуется помощь профессионального психолога.

          Возрастные периоды повышенной чувствительности к страхам.

          Следует иметь в виду, что большинство детей проходит в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чувствительности к страхам. Все эти страхи временны:

          От 1 до 3 лет: сказочные персонажи-Волк, Бармалей, Баба Яга.

       От 3 до 5 лет: страх одиночества, темноты и замкнутого пространства и опять сказочных персонажей, к волкам и Бармалеям присоединяются роботы, монстры и привидения.

          От 5 до 7 лет: черти, инопланетяне, страх смерти.

Существуют также и внушенные и социальные страхи.

Причины возникновения страха у детей.

          Давайте проанализируем причины возникновения страха:

         - Конкретный случай, который напугал ребенка (стал свидетелем аварии, напугала собака, застрял в лифте).

          - Внушенные страхи, источник этих страхов взрослые, которые предупреждают ребенка об опасностях, часто слишком настойчиво или эмоционально: «чужой дядя тебя заберет», «не беги — под машину попадешь», «в школу пойдешь – там тебе покажут!».

          - Воображение ребенка: малыш выдумывает чудищ и монстров, которые как бы оживают в его воображении, особенно в темноте, представляет картину бушующего пожара в квартире и т.д. Такие фантазии часто питают телевизионные новости передачи и многие современные мультфильмы.

          - Семейные ссоры. Ребенок очень страдает, если мама и папа ссорятся, часто дети считают именно себя причиной домашних конфликтов, это повышает тревожность малыша и ведет к серьезным глубоким страхам-

          - Отношения с другими детьми и взрослыми. Если ребенка обижают сверстники, невзлюбила воспитательница или его запугивают сверстники разными историями, а взрослые наказаниями, у малыша могут появиться социальные страхи.

Как избавиться от детских страхов?

Если ребенок боится — что делать?

Типичные ошибки и правильные варианты.

          Родителям очень важно правильно говорить с ребенком о его страхах.

 

Типичные ошибки родителей в общении:

Родители говорят:

Родители хотят, чтобы ребенок понял:

Ребенок понимает на самом деле:

Вывод, который делает ребенок:

Не бойся!

Не надо бояться!

Не смей бояться!

Меня ругают

Не страшно!

Твои страхи беспочвенны

Им — то не страшно!

Меня не понимают

Ты же у нас храбрый!

Мы верим в тебя!

Я хуже, чем они обо мне думают

Я плохой

Не будь трусом!

Мы тебя ободряем

Я – трус!

Мной недовольны

Правильно так:

Есть вещи, которые и нас иногда пугают

Бояться можно

Все чего-то боятся

Меня понимают

Мы можем научиться преодолевать страхи

Все получится

Мне хотят помочь

Меня любят

Правила для родителей.

         Родителям нужно знать правила:

  • Нельзя пытаться жестко победить страх у дошкольника, заниматься «закаливанием». Принципиально выключать весь свет, если ребенок боится темноты или запирать его в комнате, если он боится оставаться дома один. Так можно спровоцировать у малыша тяжелый стресс, неврозы (заикание, энурез и т.д.).
  • Нельзя относиться к страхам детей как к капризам или глупости. Не ругайте и не наказывайте ребенка за то, что он чего-то боится. Не высмеивайте ребенка.
  • Нельзя игнорировать детские страхи. Обсуждайте их, дайте понять малышу, что ВСЕ чего-то боятся: мышка — кошку, кошка – собак, собака – слона, а слон – мышку!
  • Надо помочь ребенку. Решайте вместе, что поможет преодолеть страх.Если не справляетесь, обязательно обратитесь за помощью к детскому психологу.
  • Дайте ребенку возможность много двигаться, занимайтесь спортом, гуляйте – двигательная активность способствует развитию уверенности в себе, помогает побороть страхи.

 

Анкета для родителей. Страхи.

         Ответьте на вопросы анкеты – чем больше «да», тем больше проблем со страхами может возникнуть у ребенка:

          - Наличие страхов у родителей, особенно у матери: да-нет

          - Тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения со сверстниками: да-нет

           - Эмоциональное непринятие детей, чрезмерная принципиальность родителей: да-нет

           - Большое количество запретов со стороны родителя того же пола или предоставление полной свободы ребенку родителями другого пола: да-нет

           - Многочисленные не реализуемые угрозы всех взрослых в семье: да-нет

           - Конфликтные отношения между родителями: да-нет

           - Психические травмы типа испуг: да-нет

           - Психологическое заражение страхами в процессе непосредственного общения со сверстниками и взрослыми: да-нет

Если у ребенка страхи: с чего начать?

          Начните с себя:

  1. Позаботьтесь о мире и счастье в вашей семье: ученые отмечают, что у мальчиков из неполных (вследствие развода семей) страхов больше, чем при наличии полной семьи.
  2. Проработайте собственные страхи. Обнаружена зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей.  Обычно страхи, которые испытывают дети, были присущи родителям в детстве или проявляются сейчас. Непроизвольная передача страхов ребенку чаще происходит от мамы в общении, когда она выражает повышенное беспокойство по поводу реальных и воображаемых опасностей (без особой нужды пичкает таблетками, пугается при любой царапинке, муссирует темы страхов при ребенке).
  3. Выражайте свои чувства. Причиной детских страхов может стать  сдержанность родителей в выражении чувств, при наличии общей тревожности. Например, недостаток тепла в отношениях, эмоциональном непринятии ребенка (нежеланный, или пол не тот, или характер, или способности не соответствуют ожиданиям родителей.
  4. Будьте добрее. Излишняя строгость и множественные жесткие запреты родителей также способствуют появлению страхов. Чем больше мать запрещает дочери или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов.
  5. Будьте последовательны. Попустительство и вседозволенность для ребенка тоже вредны, особенно со стороны родителя другого пола, т.е. страхов больше, если мать идет во всем навстречу сыну, а отец – дочери.
  6. Будьте осторожны при формировании пищевого поведения ребенка. Помните, что кормить ребенка насильно нельзя.

Как помочь ребенку справиться со страхами?

Способ 1. Рисование.

           Рисуя, ребенок выражает свои чувства, эмоции, переживания. Серые и черные тона могут означать плохое настроение, большое количество страхов, с которыми его психика не может справиться. Попросите ребенка нарисовать свой страх. Потом спрячьте рисунок в ящик под ключ, скажите, что не дадите страху уйти, что у вас все под контролем. В крайнем случае рисунок можно и разорвать вместе на мелкие кусочки.

Способ 2. Сказка.

         Терапевтическая роль сказки поистине велика. Сочините для малыша сказку про то, как герой преодолел свои страхи.

                                                                  Подготовила педагог-психолог   Ю.М.Жабинская

 

 

свернуть

«Воспитание ребенка без отца»

Выдающийся педагог А. С. Макаренко как-то сказал, что воспитание единственного ребёнка в семье представляет собой исключительно трудную задачу. Но насколько же труднее становится эта задача, если не только ребёнок, но и родитель — один! Если воспитывает ребёнка мать, а отца у малыша нет.     

          Действительно, есть множество «подводных камней» в таком воспитании, и их обязательно нужно знать, чтобы суметь «обойти», чтобы ваш ребёнок вырос полноценным человеком.

1. Первое и, наверное, главное, что тут нужно сказать: одинокая женщина, женщина без мужа, часто начинает комплексовать. Мужчины и женщины и в этом смысле тоже очень разные: для мужчины одиночество – досадная, но, в общем, случайная неудача. Мужчина, если он успешен в своём деле, не очень страдает от одиночества.

Женщина – дело другое. Она считает, или скорее даже – подсознательно ощущает, т.н. «личные» неудачи – неудачи во взаимоотношениях с мужчинами или каким-то одним мужчиной – следствием своих недостатков, связывает их с самой своей личностью. Иногда даже начинает чувствовать себя ущербной.

Хотя мы все знаем, что это не так. Нет никаких объективных оснований так думать. Одиночество – увы, это обычное состояние современного человека. Очень часто оно – результат случайно сложившихся обстоятельств. Наконец, прожить свою жизнь достойно можно и без мужа. Однако, это рациональные соображения, а они на женщин не очень действуют.

Так что же делать? Всё очень просто: вам поможет ваш малыш. Именно то, что его так трудно воспитать без отца, делает вашу задачу более ответственной и достойной. Если вы даже в таких сложных обстоятельствах добьётесь успеха, ваша заслуга будет неизмеримо выше. Наконец, воспитание ребёнка без отца требует больше сил, времени и творчества – и это хорошо: вам некогда будет думать о своих проблемах, подлинных или мнимых. И даже самое маленькое достижение в воспитании станет большой радостью. Так дети помогают нам, лечат наши души, сами о том не зная. Но, конечно, чтобы успешно справиться со столь сложной задачей, стоит прежде всего кое в чём разобраться.

2. Единственный ребёнок матери-одиночки, естественно, может быть и мальчиком, и девочкой. Воспитать девочку без отца тоже непросто, но неизмеримо сложнее женщине без мужа вырастить мальчика. Это, возможно, вообще самое сложное, что только может быть в воспитании. Почему это так?

Дело в том, что мальчик становится Мужчиной, а девочка – Женщиной благодаря психологическому механизму идентификации со своим полом. Так он называется у специалистов. Просто мальчик видит в отце Идеального Мужчину и бессознательно старается быть на него во всём похожим. Если ему это удаётся – а удаётся почти всегда, т.к. дети – несравненные подражатели и копировщики – то он чувствует себя Настоящим Мужчиной, он уверен в себе в этом отношении, у него нет внутренних конфликтов. Он сам хочет вести себя по-мужски, даже если это нелегко; даже обижается, если ему не дают возможности рисковать и преодолевать трудности, быть самостоятельным

Разумеется, то же относится и к девочке, только она отождествляет себе с мамой. Но у неё-то мама есть. А у мальчика, растущего без отца, нет! Ему не с кем себя отождествить. Он как корабль, не знающий, куда ему плыть, – и нигде не горит ни один маяк.

Конечно, внутренний мир такого ребёнка очень неустойчив: прежде всего, малыш не уверен в том, что он сам такой, каким должен быть. Психологи и педагоги называют такой душевный недуг «комплексом неполноценности». Мальчику кажется, что с ним что-то не в порядке, а отсюда неуверенность во всём: в общении с людьми, в любом деле. Мальчики, которых воспитывают матери-одиночки, очень часто бывают робкими и застенчивыми.

Как же выйдет из положения такой малыш, если ему вовремя не помочь? Очень просто: он будет отождествлять себя с матерью. Потому что больше не с кем! В результате получится женоподобный мужчина: он будет по-женски эмоционален и импульсивен, мало способен вести себя разумно и расчётливо, планировать свою жизнь далеко вперёд. У него могут быть и какие-то женские достоинства: например, чисто женская любовь к детям, душевная мягкость. Но это будет «женщина в теле мужчины»: физически – мужчина, а психологически и духовно – женщина.

Что ожидает такого человека во взрослой жизни, представить нетрудно. Прежде всего, у него будут большие проблемы при создании своей семьи. Ему будет трудно общаться с мужчинами, завести себе друга-мужчину. Он будет испытывать отвращение к мужским занятиям и профессиям. У нас получится «формальный мужчина». Но и это ещё не всё.

Мать и отец относятся к ребёнку, любят его – по-разному. Материнскую любовь принято называть безусловной, а отцовскую – обусловленной. «Безусловная» – значит «не зависящая ни от каких условий». Мать любит ребёнка какого угодно, при любых обстоятельствах и как бы он сам ни вёл себя. Она любит его, просто потому, что это её ребёнок.

Но мужчина любит своего сына не так! Он ждёт от малыша каких-то успехов, достижений, роста — и от этого зависит его расположение к ребёнку.

И мальчику и девочке – нужна и та, и другая любовь. Безусловная любовь делает ребёнка эмоционально устойчивым, согревает его душу, даёт уверенность в том, что его всегда будут любить и защищать. А обусловленная любовь «вытягивает его вверх»: способствует росту и развитию.

К сожалению, женщины, воспитывающие единственного ребёнка, естественным образом часто склоняются к «ещё более безусловной» любви – т.е. к гиперопеке. Но если сознательно поработать над собой в этом отношении, то можно этого избежать. Вам поможет ваш сын. Да, да! Когда вы увидите, как ему нравится быть Настоящим Мужчиной, заботиться о вас, это даст вам и силы, и уверенность в правильности выбранного пути.

Лишение как той, так и другой любви для малыша очень болезненно. Без материнской любви он не чувствует себя защищённым и согретым. А отсутствие отцовской любви вызывает чрезмерную привязанность к детству, нежелание взрослеть, нести ответственность и преодолевать трудности. И это касается и девочек, и мальчиков.

«Чрезмерно материнское» воспитание ведёт к инфантилизации детей и особенно мальчиков. Вырастая, такой мужчина в чём-то очень важном остаётся дитятей: он хвастается, пыжится, задирается, как в детском саду, но в то же время вести себя действительно по-мужски не умеет и даже не хочет.

Конечно, степень всех этих духовных и психологических отклонений может быть разной, но суть проблемы не изменится, если не приложить достаточно больших усилий, чтобы эти проблемы решить. Причём, тогда, когда ребёнок ещё совсем маленький. Что же нужно делать?

3. Во-первых, малышу нужно найти замещающий Идеал Мужчины. Это может быть даже какой-то литературный персонаж! Или известный актёр. Или просто ваш хороший знакомый или родственник.

Неважно, как этот человек относится к вам и вашему сыну, знает ли вообще о вашем и его существовании. Идеал по природе своей высок и недоступен, это естественно. Просто нужно ребёнку постоянно рассказывать об этом человеке, рассказывать с восхищением – и добиться, чтобы малыш тоже стал восхищаться этим Настоящим Мужчиной. Не бойтесь создать Кумира для ребёнка: такому малышу это не повредит, наоборот, ему как раз нужен Кумир, чтобы нормально развиваться. Если вы добились своего, у малыша появился Идеал – внушайте крохе, что он сам тоже чем-то похож на этот Идеал, на своего Кумира.

Обратите внимание, надо не говорить ребёнку «Ты ДОЛЖЕН БЫТЬ похож на него» – ни в коем случае так говорить нельзя, потому что малыш это понимает так: «Раз я должен быть похож, значит я совсем не похож». Говорить с ребёнком следует так, будто он УЖЕ ПОХОЖ на Идеал – даже если это вовсе не так на самом деле. Причём, делать это достаточно регулярно и с полной уверенностью в своей правоте.

Ещё лучше, если вы сумеете найти вашему сыну друга-мужчину. Необязательно, чтобы они виделись часто. Не так важно, кто это: ваш брат, дальний родственник или  чужой человек. Важно другое: он обязательно должен вашему малышу нравиться. Именно как мужчина! То есть быть в какой-то мере Образцом Мужественности. Он должен положительно относиться к вашему ребёнку: здесь главное заинтересованность, неравнодушие этого человека к вашему сыну. Для малыша имеет значение именно это: его Идеал им интересуется, он для него что-то значит.

Второе, что совершенно необходимо: научитесь относиться к своему сыну как к Мужчине. Даже если он совсем ещё мал! Вы пришли с работы или из магазина, устали? Пусть он возьмёт у вас сумки. Да, ему очень тяжело: но он же мужчина! Пусть поможет вам расстегнуть молнию на сапогах – попросите его. Идёт дождь? – пусть он, если может, держит над вашей головой зонтик. Он промокнет, ручки заболят? Ничего! Зато он будет горд и счастлив, что ЗАБОТИТСЯ О МАМЕ.

И так каждый день ожидайте от сына, требуйте от него МУЖСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. Нет, вас не обделила судьба – у вас есть мужчина в доме: это ваш сын. Ничего, что ему сейчас только 3 или 4 года.

И третье: попытайтесь научиться совмещать и мужскую и женскую позицию по отношению к сыну. То есть чисто материнская безусловная любовь должна сочетаться с достаточно большими ожиданиями в отношении роста умений, знаний, самостоятельности вашего сына.

Конечно, полезны для мальчиков многие спортивные секции: восточные единоборства, хоккей, футбол, плавание.

4. Ну а что же девочка, дочь матери-одиночки? В чём её проблемы?

Ей есть с кем себя отождествить. Вот почему до поры до времени кажется, что такая девочка развивается совершенно нормально. Проблемы обычно начинаются тогда, когда девочка становится девушкой, приходит возраст любви. Вот в любви-то она и ведёт себя неправильно.

Почему? Потому что у неё в детстве не было «любимого мужчины» – отца. Её не любил ещё ни один мужчина, и она не знает, что это такое. Поэтому, с одной стороны, она лишена опыта таких отношений, а с другой стороны, они её как раз исключительно привлекают – именно потому, что это что-то непонятное, неизведанное, неиспытанное – привлекают, как мотылька огонь лампы.

А между тем, мы все знаем, что т.н. эротическая любовь – очень рискованное дело. Здесь примерно равные шансы и счастье добыть, и сердце разбить. Увы, для таких девочек обычен второй вариант.

Девочка, выросшая в полной семье, притом, что отец её любил, войдя в «опасный и прекрасный» возраст, уже имеет опыт любовных отношений с мужчиной – и Идеал таких отношений. Идеалом, естественно, являются её отношения с отцом. Она знает, что тот мужчина, который её любит, должен вести себя по отношению к ней определённым образом – и ей уже не страшны никакие ловеласы, она почти не рискует допустить роковую ошибку, сделать неправильный выбор. Она не теряет головы от комплиментов, поцелуев и ласк: продолжает думать и оценивать, сравнивая поведение своего возлюбленного с Идеальным.

А девочке, которая выросла без отца, не с чем сравнивать. И она бросается в свою первую любовь, как в омут, часто с самыми печальными последствиями.

Спасение от этой опасности одно: ещё в детстве девочку обязательно должен полюбить какой-то мужчина. Дедушка, дядя, кто-то ещё. Важно, чтобы это был достойный человек и чтобы он действительно полюбил ребёнка. Такое возможно, хотя и очень непросто.

С девочкой, растущей без отца, особенно важно заранее обсудить, что такое любовь между мужчиной и женщиной, как правильно вести себя, чтобы вызвать любовь к себе и удержать её. При этом такая девочка может подсознательно бояться любви. Ей следует очень осторожно, деликатно внушать, что любовь – это замечательно, но в то же время ей предстоит многому научиться, чтобы любить и быть любимой.

Если девочка любит читать, у неё богатое воображение, «подсуньте» ей книги, где в доступной для ребёнка форме рассказывается об «идеальной» любви: например, «Рони — дочь разбойника» Астрид Линдгрен. Это книга, которую можно читать ещё до школы, а потом перечитывать. Если книга по-настоящему понравится, девочка проживёт историю любви героев в своём воображении, и тогда ваша дочь уже будет иметь Образец отношений мужчины и женщины. И невольно сверять с ним всё то, что будет происходить с ней в реальной жизни.

Неплохо также, если у такой девочки появится друг-мальчик. Только это должен быть не «искусственный друг» (навязанный взрослыми), а настоящий: такой, с которым ей самой нравится общаться и играть. Такая дружба поможет ей понять особенности «мужской психологии» и научиться к ним применяться. По-настоящему опасны только те «подводные камни и мели» воспитания, которых мы не замечаем. Стоит увидеть угрозу, и средства спасения почти всегда находятся!

Если вы воспитываете мальчика без отца:

Найдите для него Замещающий Идеал Мужчины: реального человека, литературного героя, известного актёра или спортсмена или своего родственника или знакомого. Постарайтесь найти для сына мужчину-друга, который был бы для мальчика Образцом Мужественности, которому хотелось бы подражать.

Относитесь к своему сыну, даже если он совсем маленький, как к Мужчине: тому, кто может помочь, позаботиться, проявить инициативу и самостоятельность. Сделайте всё возможное, чтобы малышу как можно раньше понравились мужские занятия и виды спорта, чтобы он рос здоровым и физически крепким.

Если вы воспитываете без отца девочку:

Попытайтесь найти такого мужчину: дедушку, дальнего родственника или даже формально чужого человека – который бы полюбил вашу дочь. Помогите ей найти друга-мальчика, который бы ей нравился, с которым бы ей хотелось играть.

Читайте ей хорошие книги о любви, постарайтесь найти такую книгу, которую она полюбит и будет перечитывать.

 

Подготовила педагог-психолог   Ю.М.Жабинская

 

свернуть

Ребенок – барометр семейных отношений

Поведение ребенка – это настоящий барометр ваших семейных отношений!

Когда в поведении ребенка появляются настораживающие вас особенности, или так называемое «плохое поведение», надо понимать, что причиной этому может быть обстановка в семье. Это могут быть не только отношения «ребенок- родитель», но и напряженная ситуация между женой и мужем.

          Чувствительность психики ребенка объясняется особенностями возраста, так как в это время он настроен на усвоение большего потока информации. На базе этого ребенок строит свою собственную картинку мира. А основной поставщик информации – это родители, которые показывают своим детям, как нужно действовать. Поэтому ребенок копирует у родителей не только положительное поведение, но и отрицательное.

          Помните: если для вас норма перед глазами ребенка кричать, обвинять друг друга во всех неприятностях, демонстрируя свой гнев; если для вас норма обманывать, юлить, лицемерить, показывая, например, свои неискренние сочувствие и заботу – то, поверьте, эту модель поведения переймет и ваш ребенок, именно так он впоследствии будет вести себя и с окружающими, и со своей семьей, и самими вами!

          Непониманием, ложью, бесконечными выяснениями отношений, руганью вы демонстрируете ребенку именно эту картину мира. Он увидит, что конфликты разрешаются криками, и не дай Бог кулаками.

          Даже если потом, вы тысячу раз скажете, что насилие в семье недопустимо, а ругаться – это плохо, это будет уже бессмысленно…

          Знайте:

          Специалисты считают, что именно отношения в семье и недостатки в воспитании ребенка могут привести в дальнейшем к серьезным последствиям, таким как:

          - ребенок плохо учится, снижается успеваемость, отсутствует стремление к получению знаний и т.д.;

          - ребенок может замкнуться в себе, становится безынициативным и неуверенным, могут появиться страхи, снизиться самооценка, в дальнейшем – могут появиться невротические отклонения, развиться депрессия, возникнуть астма, энурез и другие соматические заболевания.

          Родители обязаны контролировать свои отношения и предотвращать развитие конфликтных ситуаций в семье, корректировать собственное поведение, что позволит избежать проблем в воспитании детей.

          Поэтому хорошие отношении семье – это основа для благоприятного развития детей.

          Ребенку очень важно видеть модель поведения в семье, отношение родителей друг к другу – это вообще основополагающая часть воспитания! Можно миллион раз говорить одно, а показать однажды другое – и запомнит ребенок именно это.

          Мальчикам нужно видеть, как отец обращается с матерью: как он помогает жене, заботится, проводит время, говорит теплые слова. Также и с матерью – мальчик поймет, что жена должна уважать мужа, признавать его главой семьи, всегда быть поддержкой и опорой.

          Девочка, в свою очередь, будет следить за поведением отца. Она поймет, что женщин нельзя унижать, ронять их достоинство, нарушать их права. Видя, как нежно и трепетно отец относится к матери, как помогает ей, девочка вырастет с уверенностью в том, что тоже заслуживает такого отношения, и выберет мужа под стать отцу. А от мамы она должна перенять все качества хорошей жены.

          Только счастливые родители могут воспитать счастливых детей.

          Заповеди для родителей:

          Заповедь первая:

          Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

          Заповедь вторая:

          Ясно определите, чего вы хотите от ребенка ( и объясните ему это), а также узнайте, что он думает по этому поводу, убедите его, что ваши воспитательные цели – это и его цели.

          Заповедь третья:

          Предоставьте вашему ребенку самостоятельность, воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг.

          Заповедь четвертая:

          Не подсказывайте готовое решение, а показывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

          Заповедь пятая:

          Не пропустите момента, когда достигнут первый успех, хвалите ребенка за каждый удачный его шаг. Причем хвалите не вообще, а конкретно! Не «Ты – молодец», а обязательно «Ты – молодец, потому что…»

          Заповедь шестая:

          Если же ребенок делает какое-то неверное действие, совершает ошибку, то укажите ему на эту ошибку. Сразу дайте оценку по ступку и сделайте паузу, чтобы ребенок осознал услышанное.

          Заповедь седьмая:

          Оценивайте поступок, а не личность: сущность человека и отдельные его поступки – не одно и то же. «Ты – плохой!  (оценка личности) звучит очень часто вместо правильного «Ты поступил плохо!» (оценка поступка)

Немаловажное дополнение: ваше замечание по поводу ошибки или поступка должно быть кратким, определенным.

          Заповедь восьмая:

          Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Дайте понять (ноне обязательно это говорить), что когда этот неприятный разговор будет окончен, то инцидент окажется исчерпанным.

          Заповедь девятая:

          Воспитание – это последовательность целей. Помогите ребенку строить систему перспективных целей или задач – от дальней к средней и от нее к сегодняшней.

          Заповедь десятая:

          Вы должны быть твердым, но добрым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания.

Все хорошо в свое время, и надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией. Тогда воспитание будет еще и своевременным.

 

Подготовила педагог-психолог  Ю.М.Жабинская

 

 

свернуть

Семейный портрет. Воспитание ребенка в неполной семье.

По данным демографа А. Г. Волкова, среди детей дошкольного возраста каждый десятый ребенок воспитывается одним родителем, а среди детей школьного возраста — каждый седьмой.

          Сегодня среди неполных семей по-прежнему наиболее распространена «материнская» семья. Однако все больше увеличивается и количество семей с одинокими отцами. Как отражается неполнота семьи на эмоциональном самочувствии ребенка? С чем могут быть связаны скрытые и явные воспитательные риски неполной семьи и как с ними справляться?

          У каждой неполной семьи — своя история. Такая семья возникает в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным рождением ребенка.

          Как ни трагично образование неполной семьи в связи с ранней смертью одного из родителей, ее воспитательная атмосфера считается более благоприятной по сравнению с предыдущими вариантами. В особенности если сохраняются прежние родственные связи, которые обеспечивают детям эмоциональную поддержку и компенсируют дефицит общения, а оставшийся родитель пользуется уважением и помощью родных и близких.

          Наличие в неполной семье нескольких детей также позволяет отчасти скомпенсировать неполноту. Если взрослые поведут себя правильно, старший ребенок станет для младшего «ведущим», стимулом в социальной сфере.    

           Старший сможет встать на позицию защитника, ощутить так необходимую ему жизненную уверенность. Известно, что в неполных семьях сестры и братья гораздо меньше конкурируют и больше эмоционально привязаны друг к другу. Неоценима обычно помощь бабушек и дедушек.

          Матери, воспитывающие детей без участия отцов, в два раза чаще, чем замужние, оценивают процесс воспитания как трудный. У одинокой матери чаще возникают разного рода страхи и опасения: «как бы не избаловать», «не отбился бы от рук», «вдруг проявится плохая наследственность». Тогда матери начинают резко дозировать проявление ласки, стараются — в особенности общаясь с сыновьями — играть роль «строгих отцов»... и обычно это не приводит ни к чему хорошему. Ведь дети по-разному воспринимают авторитарность отцовскую и материнскую.

          Критика отцовская — это просто критика; материнская же подсознательно воспринимается ребенком как отказ ему в любви. Ребенок либо начинает бороться за потребность ощущать себя любимым и значимым, используя весь арсенал доступных ему средств, включая упрямство и капризы, либо сдается и растет инфантильным, принимая за норму всецелое доминирование

          Противоположностью жесткой позиции матери по отношению к ребенку выступает позиция всеобщей жалости к «сиротинушке», которому просто по определению разрешается все. Такая позиция создает условия для возникновения эгоистических притязаний ребенка, он лишается возможности учиться внутренней уверенности и не получает опыта искреннего присутствия взрослого в его жизни.

          В полной семье родители предстают перед детьми не только в родительских ролях, но и как мужчина и женщина в супружеском партнерстве. Именно эта грань межличностных отношений оказывается дефицитом неполной семьи. В результате здесь часто происходит перераспределение ролей по принципу «свято место пусто не бывает».

          Жизнь в неполной семье нередко поощряет ребенка к реализации таких функций, как «замещать кого-то из членов семьи», «дружить в семейных союзах», «сохранять семейные секреты»... Этот ранний опыт оказывает сильное воздействие на психику ребенка, травматично влияет на процессы его полоролевой социализации.

          Адаптация к иному стилю жизни в роли родителя «без пары», выработка новых форм семейной жизни — сложная психологическая задача. Для разведенных родителей это настоящий экзамен на взрослость. Но сложная ситуация заставляет быстрее взрослеть и ребенка. Для него жизнь после развода родителей — это ломка привычных отношений, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. И наиболее глубокое влияние развод оказывает на детей-дошкольников.

          В силу их возрастной склонности консервативно держаться привычных форм поведения и установленного порядка, дети с трудом адаптируются к новому. Завяжите малышу шарф не так, как обычно, и он не успокоится, пока вы не перевяжете правильно, — что же говорить о столь кардинальных изменениях привычного жизненного уклада!

          В неполной семье, особенно образовавшейся после развода, отношения между оставшимся родителем и ребенком могут развиваться по модели «культа самопожертвования», когда родители и дети связаны друг с другом не только любовью и заботой, но и страданием, болью, печалью. Такая семья несет ребенку много неуверенности, тревоги, беспокойства, мрачных настроений. Когда родитель погружается в мир своих переживаний, он эмоционально «покидает» своего ребенка, от чего дети начинают слабеть душой и телом, ощущая не только потерю отца, но и — отчасти — матери.

          Сегодня отцы значительно активнее участвуют в воспитании и уходе за ребенком буквально с раннего возраста. Поэтому теперь его отсутствие ощущается детьми сильнее и переживается тяжелее, чем в прошлом. Без отца ребенку не хватает авторитета, дисциплины, порядка, труднее формируется эмоциональная сдержанность, самоуважение, самодисциплина и организованность, затруднена половая идентификация.

          Важное значение имеет стиль поведения матери по отношению к бывшему мужу. Одни никогда о нем не упоминают и делают вид, вопреки собственным воспоминаниям детей, что отца у них никогда и не было. Другие стараются изгладить из памяти детей всякое позитивное воспоминание о нем — якобы никудышном муже и отце. В этих случаях мать покушается на развитие самооценки, чувство собственного достоинства ребенка — трудно ведь считать себя хорошим, полагая, что тебя произвел на свет плохой и недостойный человек.

          Наиболее мудрые матери создают у детей представление об отце как о человеке, у которого есть свои положительные черты и свои недостатки.

          Как отмечает известный специалист, основоположник семейного консультирования, Вирджиния Сатир, самое простое для матери — внушить ребенку, что отец «плохой». Но в этом случае мальчик нередко расплачивается развитием комплексов, а подрастающей девочке становится трудно представить себе, что мужчина может быть желанным.

          Что же можно посоветовать родителям, воспитывающим детей в неполной семье?

          Говорите с ребенком и слушайте его! Поддерживайте его желание быть понятым и услышанным вами, когда он рассказывает о детском саде или школе, чтобы все время оставаться с ним в контакте.

          Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная атмосфера в семье сохранит у ребенка доверие к миру, укрепит чувство собственного достоинства и уверенности в себе.

          Относитесь с пониманием к праву ребенка на воспоминания о прошлом.

          Не перекладывайте функции отсутствующего родителя на плечи своих детей!

          Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.

          Развивайте социальные связи своей семьи, чтобы ребенок мог активно общаться и устанавливать комфортные отношения со знакомыми мужчинами.

          Попробуйте вступить в новый брак и вернуться к жизни в полной семье.

 

Подготовила педагог-психолог   Ю.М.Жабинская

 

свернуть

«Кризис трех лет: как договориться с ребенком?»

Кризис трех лет - один из самых ярких по проявлениям кризисов детства, нередко застающий родителей врасплох. Кажется, еще вчера ваш малыш был милым и послушным, как вдруг перед вами новое испытание - ребенка как подменили. Он капризничает, упрямится, с ним трудно даже договориться в тех ситуациях, в которых раньше достаточно было просто попросить или даже указать на то, что нужно делать.

Что же случилось с хорошим ребенком? Отчего он "испортился" и испортился ли? Чтобы ответить на эти вопросы, давайте попробуем разобраться в сути и причинах кризиса трех лет.

Кризис трех лет начинается примерно в 2,5 года и заканчивается в 3,5. Считается одним из самых сложных, но важных и нужных этапов развития и становления личности ребенка и характеризуется целым рядом поведенческих проявлений, которые получили особое название - "семизвездие кризиса трех лет". Как вы уже догадались, в него входят 7 основных симптомов этого возраста.

Важно отличать нормальные проблемы роста от избалованности либо от капризов малыша, связанных с нехваткой маминой любви и тепла.

  1. Негативизм.На ВСЕ предложения взрослых ребенок заведомо отвечает отказом.

- Машенька, пойдем гулять?

- Не-ет! Не пойдем!

- Ну хорошо, тогда дома поиграем!

- Не-ет! Не хочу дома!

- Пойдем тогда в гости сходим.

- Не-ет! Не пойдем в гости!

Ребенок отвечает отказом только потому, что предложение исходит от взрослого. На самом деле малышу хочется гулять! Да и в гости ох как хочется, но ведь не он это предложил…

  1. Упрямство.Малыш настаивает на чем-то только потому, что он сам это предложил.

- Купи шарик!

Мама покупает, но через минуту шарик уже не нужен.

- Купи машинку!

- Она тебе нужна?

- Да-а-а!

Через минуту интерес к машинке иссяк, и она валяется без колес. Объяснение простое: ни шарик, ни машинка на самом деле не интересны, важно настоять на своем. Попробуй мама не купи - истерика! Но упрямство нужно отличить от настойчивости: в другие моменты машинка представляет настоящий исследовательский интерес и долго служит верой и правдой.

  1. Строптивость.Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Категорически отказывается умываться, есть, гулять с собакой и т.п.
  2. Своеволие.Теперь всегда на первый план выходит то самое до боли знакомое «Я сам!». Он норовит делать сам все, что умеет и не умеет. Многое пока не получается, он понимает, что нужно обратиться за помощью к взрослому, но гордость не позволяет, ведь он и сам уже взрослый! Бедного маленького человека раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, горе, истерика, рев…
  3. Протест, бунт.Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Бросает игрушку:

- Подними! - командует маме.

- Нет уж, сам подними.

- Не могу-у! Ты подними! - и истерика.

  1. Обесценивание.Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может ввернуть в речь грубые и даже матерные слова, услышанные где-то. Психологи объясняют: тем самым он напоминает: «Я здесь главный!».
  2. Деспотизм и ревность.

- Я сказал, что папа будет сидеть на этом стуле, а не в кресле!

Попробуй папа пересесть - истерика! Если в семье есть другие дети, маленький деспот будет назло выбрасывать их игрушки, сталкивать «соперника» с маминых коленей.

Что в это время происходит с ребенком?

Кризис третьего года жизни - это период, когда ребенок впервые начинает осознавать: он подрос и тоже уже кое-что собой представляет, может влиять на других людей и обстоятельства, сам решать, как ему поступать, что он хочет и не хочет. Он чувствует себя большим и требует соответствующего отношения и уважения! А мы, родители, по-прежнему диктуем и командуем - что надеть, когда есть и спать, чем играть и что делать. Потому и рождается бунт: я все решаю сам! Причем завоевание права на самоопределение проходит не только в борьбе со взрослыми, но и с самим собой. Родителям бесконечно тяжело выдерживать упрямство, крики, истерики. Но помните: вашему малышу гораздо тяжелее в этих своих противоречиях! Он не осознает, что с ним происходит, и не властен над своими эмоциями (не в состоянии ими управлять), но буря настигает его изнутри - вот так в муках происходит становление психики.

Пик кризиса - истерики. 

Причем если до двух лет они тоже порой случались, но были связаны с переутомлением, и значит, нужно было успокоить и помочь, то теперь истерика стала инструментом манипуляции. Ребенок как будто испытывает (подсознательно, конечно!), поможет такой метод добиться своего или нет. Кстати, истерики требуют зрителей - вот почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди улицы.

Кстати, обращу ваше внимание, что

Кризис трех лет похож на подростковый, и от того, насколько мудро поведут себя родители, может зависеть, каким будет подростковый период - тяжелой катастрофой с дурными компаниями и мамиными слезами или благополучным, пусть и трудным, обретением взрослости…

Как себя вести, чтобы победителями вышли все?

  • Сменить тактику и стратегию общения с ребенком: пора признать, что он взрослый (ну почти!), уважать его мнение и стремление к самостоятельности. Не надо делать за ребенка то, что он может сделать сам, пусть как можно больше пробует - все, что не опасно для жизни: моет пол, накрывает на стол, стирает. Ну развезет воду, разобьет пару тарелок - не велика потеря… Зато сколькому научится и как самоутвердится!
  • Постоянно предлагать выбор (либо иллюзию выбора - такая вот хитрость во благо всем). Скажем, мама знает - пора на прогулку, и предлагает: «Костик, мы гулять пойдем пешком по ступенькам или на лифте?». (Варианты: в черной куртке или зеленой? Ты есть будешь борщ или кашу? Из тарелки с цветком или машинкой?)
  • Не заставлять, а просить помочь: «Дашенька, переведи меня за руку через дорогу, а то мне страшно». И вот уже дочка крепко цепляет маму за руку - ситуация под контролем и без конфликта.
  • Рассчитывать, что ребенку на все надо больше времени, чем взрослому, ведь у него пока другие тип нервной системы и ритм жизни. Скажем, маме надо несколько минут, чтобы одеться самой и одеть ребенка, но ведь он теперь одевается сам - значит начинать процесс надо на полчаса раньше.

Все это поможет предотвратить истерики. И все же они неизбежно случаются, причем по закону жанра - на людях. Что делать тогда?

  • На ультимативное требование говорим твердое и жесткое «Нет!». И отворачиваемся. Главное, сохранить внешние спокойствие и бесстрастность - как бы тяжело это ни давалось. Малыш кричит, падает на пол, стучит ногами, прохожие смотрят осуждающе… Придется терпеть. Пойдешь на поводу - и истерика станет у ребенка привычным инструментом достижения цели в общении с родителями.
  • Если маленький строптивец демонстративно упал в лужу или на проезжую часть, берем в охапку, переносим в безопасное местечко и кладем как взяли - пусть там покричит. Увы, увещевания в такой момент могут не помочь - придется просто подождать, когда буря минует.
  • Создать приятные перспективы - иногда это помогает успокоить. Например, мама говорит: «Ваня, ты раскричался, потому что очень хотел посмотреть мультик. Но сейчас мы пойдем покупать хлеб и по пути купим фломастеры - будем рисовать».
  • Наконец малыш успокоился. Заодно понял, что метод не работает. Не критикуйте его: «Чего ты орал, мне стыдно, на тебя люди смотрят…». Лучше скажите с горечью: «Мне жаль, что ты не сдержался…» или «Я так сердита, мне прям кричать хочется!». Такие фразы учат ребенка выражать свои эмоции. Позже он тоже будет говорить примерно так: «Мне обидно, что ты не заметила моих стараний!». И самому легче, когда проговоришь чувства, и другим понятно, каковы причины вспышки.

Ситуация из жизни

Маленький Ярослав садится завтракать, мама предлагает кашу и яблоко, разрезанное на части. Вдруг Ярослав спохватывается:

- Не хочу разрезанное, хочу целое!

Мама:

- Я не знала, что его не надо разрезать. Но яблок больше нет.

- Склеива-ай! Сшива-ай! Не буду такое! - и истерика.

Неправильная реакция:начать ругаться и кричать. Еще хуже - в порыве гнева шлепнуть - тем самым дать официальный повод плакать.

Правильная реакция:во-первых, игнорирование. Мама спокойно придвигает к себе тарелку с яблоком и как ни в чем не бывало ест. Тут малыш невольно задумается - может, лучше прекратить капризы, а то и без яблока можно остаться. Можно и так: «Ну ладно, не хочешь разрезанное - придется его мышке отдать!» - и поставить куда-нибудь за холодильник. Во-вторых, проявить уважение и признать право на самоопределение, предложив: хочешь склеить? Хорошо, давай трудись - тебе скотч дать или клей? А может, медом склеится?

В любом случае поведение взрослого - модель для действий ребенка: будете вести себя агрессивно - сын или дочь в точности «считают» все до мелочей, в будущем переняв агрессию в любых конфликтных ситуациях; отреагируете спокойно - тому же научите своего малыша.

Можно попробовать провести переговоры: «А почему тебе нужно, чтобы яблоко было целое?» Или: «А зачем тебе нужно сесть именно на тот стул, на котором сидит папа?» Не исключено, что малыш попробует аргументировать, а заодно сделает первые шаги к умению договариваться.

Кстати

Кризис трех лет должен состояться в жизни каждого ребенка обязательно. Если его нет, с малышом что-то не так. Кризис - это хорошо! Да, вас ждет трудный период, но он определяет новую ступень развития ребенка. И поэтому, уважаемые родители, от вас требуется терпение, выдержка и правильно выбранная тактика в общении со своим ребёнком.

 Подготовила педагог-психолог       Ю.М. Жабинская

свернуть
поделиться в: