Направление "Социально-нравственное и личностное развитие". Образовательная область "Ребенок и общество"
Воспитанник к 7 годам:
называет свой адрес, номера телефонов (домашний, родителей, разных служб);
различает эмоциональное и физическое состояние других людей (например, мама отдыхает – нельзя шуметь, бабушке тяжело нести сумку – надо помочь), проявляет участие и заботу о близких и сверстниках (сочувствие, эмоциональную поддержку); дает оценку внешнему виду человека и его личностным качествам;
адекватно воспринимает себя во времени, осознает свои возможности («Когда я был маленьким», «Когда я вырасту большой»);
осознает свое социальное «я»: внутреннюю позицию воспитанника учреждения дошкольного образования, эмоционально положительно относится к роли учащегося;
проявляет волевые усилия, следует социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, соблюдает правила безопасного поведения и личной гигиены;
анализирует взаимосвязь между совершаемым действием и его пользой для здоровья(например, если чистить зубы, то они будут здоровыми);
осознанно и мотивированно использует накопленный опыт сохранения и укрепления здоровья (например, соблюдать распорядок дня, выполнять физические упражнения);
рассказывает о значении физических упражнений, закаливания, рационального питания для укрепления здоровья,о влиянии полезных и вредных привычек на здоровье человека;
самостоятельно выполняет культурно-гигиенические процедуры, правильно пользуется столовыми приборами и принадлежностями, соблюдает правила столового и гостевого этикета (например, пользоваться салфеткой, брать пищу маленькими кусочками, не спешить, приходить в гости по приглашению, не опаздывать, не брать вещи без разрешения);
различает опасные ситуации бытового, социального, технического и природного характера (например, не разговаривать, не брать угощения от незнакомых людей,не включать газовую плиту, передвигаться осторожно во время гололеда);
рассказывает, как вести себя в потенциально опасных ситуациях в быту, на улице,в природе; соблюдает правила дорожного движения, правила безопасного поведения(например, пить чистую воду, не подходить и не кормить с руки животных, не открывать незнакомые жидкости, пользоваться кухонными инструментами по назначению,совместно со взрослым переходить проезжую часть в указанных местах);
самостоятельно ставит цель трудовой деятельности, планирует замысел,осуществляет процесс труда, оценивает результат, бережно обращается с инструментами,участвует в различных видах труда;
определяет географическое расположение Республики Беларусь на карте, называет,с какими государствами граничит;
рассказывает о родном населенном пункте, стране, ее столице, и их достопримечательностях (например, Белорусский государственный музей истории Великой Отечественной войны, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, Мирский замок, Несвижский дворец, Лидский замок);
рассказывает о Государственном гербе Республики Беларусь и Государственном флаге Республики Беларусь как о главных символах страны, подчеркивающих ее уникальность, раскрывающих историю нашей страны, ее культуру и национальные традиции, особенности быта и природы;
соблюдает правила поведения на церемонии подъема Государственного флага Республики Беларусь и исполнения Государственного гимна Республики Беларусь(слушает и исполняет гимн стоя, мальчики снимают головные уборы);
называет фамилию, собственное имя, отчество Президента Республики Беларусь,людей, прославивших Республику Беларусь;
рассказывает о государственных праздниках и общереспубликанских праздничных днях (например, День Независимости Республики Беларусь (День Республики), День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, День Победы, День защитников Отечества и Вооруженных Сил Республики Беларусь, Новый год, День женщин, Праздник труда);
рассказывает о скульптурно-архитектурных объектах, сооружениях (монументах,мемориальных комплексах), посвященных событиям Великой Отечественной войны и Великой Победе, возведенных на территории Республики Беларусь (например,монумент Победы, мемориальные комплексы «Брестская крепость-герой», «Курган Славы», «Прорыв», историко-культурный комплекс «Линия Сталина»);
проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии,
многонациональности, важнейших исторических событиях;
эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения искусства(например, на музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность);
рассказывает о труде, отдыхе белорусов, их нравственных качествах, культурных традициях, о людях разных стран мира;
называет организации родного населенного пункта, страны (например,по производству одежды, обуви, мебели, бытовой техники);
рассказывает о прошлом, настоящем и будущем предметов рукотворного мира;
называет простейшие понятия основ экономики («деньги», «цена», «валюта»,«дешевле» и др.); профессии, связанные с экономической деятельностью; базисные экономические качества жизнедеятельности людей (бережливость, экономность,трудолюбие);
самостоятельно экономно и с пользой расходует воду, свет, материалы;
самостоятельно организует коллективные и индивидуальные игры, различает условную и реальную ситуации, вовлекает участников, договаривается, планирует и обсуждает действия играющих, выполняет правила, прогнозирует развитие событий,преодолевает конфликты в игре на основе мирного соглашения, радуется успехам партнера по игре.