Образовательная область «Развитие речи и культура речевого общения»
Воспитанник к 6 годам:
называет значения многозначных слов разных частей речи;
различает обобщающие понятия;
вербально выражает результат сопоставления предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству;
употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации;
образовывает формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов, родительного падежа имен существительных;
образовывает имена существительные с увеличительными, уменьшительно - ласкательными суффиксами;
находит однокоренные слова среди предложенных слов. Подбирает однокоренные слова;
изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, условий общения;
различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие изолированные, в словах и фразовой речи, не называя терминов;
дифференцирует пары звуков [з]–[с], [ц]–[с], [ж]–[ш], [ч]–[щ], [л]–[р];
составляет предложения разных типов;
подбирает слова и фразы, сходные по звучанию;
пересказывает художественный текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей;
составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, придумывает название рассказу в соответствии с содержанием;
составляет повествовательный рассказ или сказку об игрушках; рассказы из личного опыта.