ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ  РЕБЕНКА  В СЕМЬЕ

         Поощрение и наказание играют большую роль в  воспитании ребенка. Они вырабатывают условный рефлекс: за неправильное поведение следует наказание, за правильное поощрение.

Поощрение –  это проявление положительной оценки поведения ребёнка и самый эффективный метод воспитания. Поощрение очень важно для дошкольника, оно помогает ему утвердиться в правильности своего действия или поступка. Поощрение, высказанное, мамой, папой, старшим братом или воспитателем очень часто создает у ребенка желание  слушаться, вести себя в  дальнейшем еще лучше, проявлять себя с хорошей стороны. Поощрение за  хороший поступок или примерное поведение, укрепляет у ребенка веру в свои силы.

Помните: любой из выбранных вами способов воздействия (даже наказание), должен всегда быть основан на уважении личности ребенка.

Взрослым также важно произносить несложные слова поощрения:                                           

  • Молодец!
  • Талантливо.
  • Ты просто чудо!
  • Ты мне необходим (-а).
  • С каждым днем у тебя получается все лучше!
  • Тут мне без тебя не обойтись.
  • Я знал, что тебе это по силам.
  • Никто мне не может заменить тебя.
  • Я горжусь тем, что тебе это удалось.
  • Ты ловко это делаешь!
  • Я тобой горжусь!
  • Я просто счастлив!

          К этому еще осталось добавить: «Я люблю тебя!».

Чтобы контролировать поведение ребёнка, предупредить возможные отрицательные поступки применяется наказание.

Известный российский психолог Владимир Леви написал «Семь правил для всех»:

  • Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать….
  • Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, - НЕ наказывайте. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!
  • За один раз – одно!
  • Наказание – не за счет любвиЧто бы не случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.
  • Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало.
  • Наказан – прощен. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!
  • Наказание без унижения. Наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует только в обратную сторону!
  • Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения…

Детские психологи утверждают, что основным следствием систематического применения физического наказания или морального унижения является формирование у ребенка заниженной самооценки, недостаточной уверенности в своих силах. Скорее, он будет думать о себе так: «Я не достоин», «Я не способен», «Меня не за что любить». И это не только формирует его отношение к себе, на этой основе строится его взаимодействие с другими людьми, которое будет затруднено и осложнено такой внутренней позицией. Поэтому главным оружием родителей должно стать слово и желание убеждать, терпеливо растолковывая, что нас огорчает и радует в поведении ребенка! 

Рекомендации  для родителей 

о поощрении и наказании детей.

  • Похвала должна быть взвешенной. Непомерная похвала приводит к переоценке возможностей и недооценке трудностей. Конечно, купить конфету проще, чем заняться с ребёнком. Проще, но далеко не лучше!
  • Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее. Ребёнку важно учиться  получать удовольствие  от действия, а не стараться ради награды.
  • Прежде чем наказывать задайте себе вопрос, почему ребёнок так поступил. Ведь может так получиться, что он поступил неосознанно. Возможно и другая ситуация, когда поощрений гораздо меньше, чем наказаний, а ведь ребёнку необходима любовь и ласка.
  • Не забывайте про возраст своего ребёнка. То, что позволительно двухлетнему малышу, недопустимо для дошкольника.
  • Особенно осторожно следует применять наказания по отношению к капризным детям. Иногда полезно не обращать внимание до тех пор, пока не перестанут капризничать. На них лучше воздействовать добрым словом, чем суровым наказанием.
  • Можно установить в семье символическое наказание. Например, сидение на стуле или диване непродолжительное время. В этом наказании нет унижения и жестокости, но в то же время для ребёнка  ограничение движения – серьёзное лишение.
  • Некоторые родители считают, что ремень – лучшее лекарство от непослушания. Однако, физическое наказание вызывает у ребёнка чувство обиды и озлобляет его. Дети к которым применяли физическое насилие, вырастают  замкнутыми и жестокими. Ударив ребёнка, можно нанести  ему психическую травму, последствия которой  проявятся не сразу, а через много времени.

Уважаемые родители, помните!

Воспитание ребёнка – это большой труд. А главное правило в воспитании  – любовь и восприятие ребёнка, как личности,

как человека!